Протоиерей Борис Даниленко: «Православная культура должна стать основой союза наших народов»
В год 20-летия создания СНГ, священнослужители РПЦ критически оценивают перспективы его развития…
В декабре этого года исполняется 20 лет Содружеству независимых государств — самой крупной интеграционной структуре на пространстве бывшего СССР. СНГ, возникшее в свое время, по выражению Владимира Путина, как «форма цивилизованного развода» бывших советских республик, справилось со своей задачей удержать народы бывших советских республик от «горячих» конфликтов. Однако со временем на повестке дня появились другие задачи, с которыми Содружество уже не справлялось. В итоге из СНГ вышла Грузия, а в других странах интерес к сотрудничеству с Россией снижается.
С российской стороны неоднократно звучали предложения реформировать механизм СНГ и перезапустить интеграционные процессы. Вместе с тем многие считают, что это не нужно, поскольку реальная интеграция осуществляется в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза, ОДКБ и ШОС.
Тем временем в странах СНГ в последние годы снижается интерес и к русскому языку, периодически звучат антироссийские заявления. Ряд политиков на Украине, в Молдавии и других странах подчеркивает свое негативное отношение к самим разговорам о братстве и дружбе народов. Так, спикер Верховной Рады Владимир Литвин заявил, что Украина ждет от России прагматизма, а не разговоров о братстве и вечной дружбе и не ностальгии «о том, что кто-то что-то потерял или кто-то у кого-то собирается что-то захватить», — сказал он.
Напомним, накануне распада СССР был предложен и другой проект сосуществования на постсоветском пространстве — в работе А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию?» Солженицын исходил из понятия русского народа в досоветском смысле, объемлющем равно великороссов, украинцев и белорусов, и предлагал сосредоточить усилия на интеграции именно русских земель (включая еще и Казахстан с его огромным русскоязычным населением), признав необратимой потерю Прибалтики, Закавказья и «среднеазиатского подбрюшья», создав условия для возвращения в Россию русскоязычного населения этих территорий и выстраивая с ними отношения, так сказать, «на общих основаниях». Как известно, эту программу Россия не приняла и даже не учла.
«Следует ли стремиться сохранить союз большинства бывших советских республик? Как вы относитесь к предложениям Солженицына, считаете ли их приемлемыми и реализуемыми сейчас, 20 лет спустя? Есть ли, на ваш взгляд, реальный смысл у слов о братстве и дружбе народов?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, полагает, что для реального единства бывшим республикам не хватает понимания, на чем это единство должно строиться. «Можно было бы сказать, что слова о братстве и дружбе народов относятся к идеалу, если бы под этим подразумевалась возможность конкретного исполнения той содержательности, которая в него вкладывается. А мы видим отсутствие понимания того, что есть дружба, что есть единство, не говоря уже о любви. То, что происходит в СНГ, отражает процесс общемирового распада и дезинтеграции. Я бы сказал, что это сатанинский, разрушительный процесс. Он имеет какой-то иррациональный характер. Мы это видим не только в межгосударственных отношениях, но и в отношениях различных социальных групп внутри государства», — отметил батюшка.
«Конечно, было бы хорошо вернуться к переживанию братства и дружбы между народами как реальности. Увы, сейчас это только мечта. А в рамках СНГ хорошо если есть какое-нибудь стремление хотя бы к экономическому сотрудничеству. Правда, даже Таможенный союз не удается создать, и все контакты имеют какой-то частный и временный характер. Прочный союз славянских государств и Казахстана — это было бы очень правильно. Но дело в том, что именно в состоянии разделенности правящие элиты могут в полной мере осуществлять свои властные устремления. Что такой союз нужен, для многих очевидно, но реализуется ли он — большой вопрос. В наших условиях стремление к сплоченности возникает, к сожалению, только перед какой-то общей угрозой. Можно лишь надеяться, что все-таки возникнет стремление к объединению и на положительном основании», — заключил священнослужитель.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко видит главную беду в игнорировании культурного и религиозного родства. «Если говорить о распаде Советского Союза и о последующем отмирании СНГ, то самым печальным было то, что православные народы — грузинский, принявший христианство еще в IV веке, русский (искусственно разделенный на великороссов, украинцев и белорусов) и молдаване — друг к другу относятся хорошо, а вот их правители друг на друга смотреть не могут. Говорят о чем угодно — об экономике, о политике, — но забывают, что мы родные люди, родные по вере, а это самое главное и существенное. Политическое и экономическое возрождение остается мнимым и всего лишь чаемым, пока мы забываем о единстве евхаристическом, духовном, культурном. Именно православная вера — то единственное общее у наших народов, что никогда не менялось на протяжении всей нашей истории. Именно православная культура должна стать основой союза наших народов. Благодаря православию мы и сохранились. Чтобы наши народы жили хорошо, жили дружно, и чтобы вместе являли свет миру, они должны осознавать свою причастность к православной традиции. Но наши правители, к сожалению, думают об этом меньше всего. Сложно себе представить, чтобы они пошли на взаимные уступки и компромиссы из-за того, что они православные. Но правители должны помнить, что они несут ответственность не только перед людьми, но и перед Богом, а если это правители православных стран, они должны делать все, чтобы народы этих стран всегда чувствовали себя близкими и причащающимися от единой Чаши», — заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук протоиерей Андрей Постернак согласился, что именно благодаря созданию СНГ как «цивилизованному разводу» Советский Союз распался довольно мирно. «Это, наверное, единственная заслуга СНГ. Но вся его история — это история так и не состоявшегося в полной мере союза. Это чисто номинальное, пассивное объединение, а не активное сотрудничество, и это очень досадный факт нашей истории. Тем не менее, у нас все-таки есть общие интересы, хотя бы в силу соседства, из-за которого наши государства, можно сказать, так или иначе обречены на какое-то взаимодействие. Какие-то контакты все равно происходят. Направление, указанное А.И.Солженицыным, мне кажется совершенно верным. Другое дело, что именно по политическим мотивам не происходит более тесного взаимодействия. Но выстроить такие отношения вполне реально, и условия для этого, кажется, постепенно вызревают. Россия должна показать, что бывшим советским республикам выгодно сотрудничать с нею, что существуют давние культурные и исторические традиции, в том числе и религиозные, которые объединяют наши народы, а разделения не приносят пользы в первую очередь самим же республикам — это хорошо видно на примере Украины. Мне кажется, что бывшие советские республики просто вынуждены будут взаимодействовать, но многое будет зависеть в первую очередь от поведения России», — заключил о.Андрей. Русская линия
Протоиерей Борис Даниленко: «Православная культура должна стать основой союза наших народов» В год 20-летия создания СНГ, священнослужители РПЦ критически оценивают перспективы его развития...