Протоиерей Александр Салтыков: «Богатство церковной утвари и облачений не является препятствием для личной скромности священника»
Священнослужители РПЦ считают, что тема «попа в Мерседесе» надуманная, и намеренно муссируется в СМИ…
Протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопрос о праве священнослужителей Русской Православной Церкви носить дорогие вещи, заявил, что это богатство необходимо, чтобы «отражать общественный престиж Церкви». «Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным», — сказал отец Всеволод, слова которого приводит «Интерфакс».
«Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными», — заявил отец Всеволод 11 апреля, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве. В числе прочего протоиерей отметил, что духовенство должно выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего. Тех же людей, которые упрекает духовенство в роскоши, Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой.
Отметим, что вопрос о церковной роскоши и подозрительно высокой активности духовенства в бизнесе обсуждается в России не первый десяток лет. В 90-е годы Церковь получала льготы при продаже алкоголя, табака и нефти. Тогда же возникло выражение «попы в «Мерседесах», которым критики Церкви пользовались, чтобы подчеркнуть привязанность церковных иерархов к дорогим автомобилям.
Согласны ли вы с тем, что только богатый священнослужитель будет выглядеть «достойно» в глазах народа? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей? С такими вопросами портал Regions.ru обратились к священнослужителям.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что слова о. Всеволода неверно поняли. «О какой одежде идет речь? О моем подряснике или о церковных богослужебных облачениях? Одно дело — личная жизнь священника, другое дело — жизнь Церкви. Священник действительно должен служить в красивых облачениях, храм должен быть нарядным, церковные сосуды должны быть дорогими. И Церковь должна иметь на это средства. Это не является препятствием для личной скромности священника, взирающего на образы святых, научающегося от их житий, взыскуя духовного начала, а не материального», — сказал он. «Сребролюбцы же всегда были обречены на осуждение. Ибо сказано, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый — в Царствие небесное. Это относится к любому человеку, а к священнослужителю — сугубо», — напомнил отец Александр. «Привлекательным будет образ такого человека, который, имея доступ к большим средствам, в личной жизни ведет себя скромно и достойно. Но Церковь должна же иметь средства, чтобы оказывать социальную помощь, чтобы развивать систему просвещения и образования, культуру, заниматься миссионерской деятельностью, защищать обиженных и слабых, строить храмы. Все это требует огромных средств. И у Церкви действительно есть недоброжелатели, стремящиеся лишить ее этих средств», — сказал священнослужитель. «Таким мне представляется смысл высказываний о. Всеволода, которого я давно знаю и глубоко уважаю», — подытожил он.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко также подозревает, что смысл слов о. Всеволода исказили. «В предложенном контексте говорить об абсолютно точной и адекватной передаче смысла высказываний о. Всеволода не приходится, это очевидно», — сказал он. Вместе с тем отец Борис признал, что расхожие штампы про «попов на мерседесах» основаны в том числе и на реальных фактах. «В Церкви, к сожалению, действительно присутствует тенденция к обмирщению, к заимствованию представлений о «престижном» у светского общества: богатство, благополучие с сопутствующими «аксессуарами», являющимися символами этого благополучия (дорогие часы, дорогой автомобиль, представленные дорогими брендами и т. д.). Да, к сожалению, это так. И, к великому сожалению, для очень многих людей, которые и ходят в храм, и участвуют в таинствах, подобная демонстрация является демонстрацией силы и достоинства и священнослужителей, и самой Церкви. Увы, не редкость у церковных людей и дурной вкус, и злой нрав, и смешение понятий добра и зла. Но я считаю, что этим вкусам и нравам, не соответствующим евангельскому учению, не следует потакать», — заявил он. «Простой верующий человек, который может быть и рабочим, и банкиром, должен видеть в священнослужителе в первую очередь молитвенника, постника, воздержника, самоотверженного пастыря или настоящего монаха, а не носителя дорогих часов. Если мы не будем воспитывать свою паству на примерах святых, если сами не будем являть достойный пример, ничего хорошего в социальном плане у нас не получится. Мы должны четко говорить, что любая форма карьеризма — это плохо, это не соответствует духу евангельскому, что любая форма самообогащения, даже если это касается не только монаха, но и мирянина — это плохо, и отсутствие способности снять с себя последнюю рубаху, чтобы поделиться с ближним — это указание на то, что нет в нас духа евангельского. Мне кажется, в этом направлении всем нам христианам надо двигаться. Аскетический образ жизни как был, так и останется самым спасительным. Следовательно, так и надо жить. А примеры святой жизни — и в прошлом, и в настоящем, во всей истории Церкви», — добавил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также согласился, что отнюдь не все в Церкви следуют духу евангельскому. «Безусловно, есть и такие люди, для которых какая-то дорогая вещь или дорогой роскошный автомобиль — это знаки принадлежности к какой-то конкретной касте, к какому-то определенному сообществу. Но нам до этого какое дело? Сама эта тема какая-то надуманная, причем она намеренно муссируется в СМИ», — сказал он. «В данном случае уместно вспомнить поговорку о том, что не место (а можно сказать — и вещь) красит человека. Здесь все понятно и очевидно. Вещи, необходимые для жизни должны быть практичными и надежными и совсем необязательно — дорогими. А если, тем более, народ бедный, то зачем же священнослужителям быть богатыми? Богатством надо делиться с бедными. Для христиан это аксиома», — отметил отец игумен. «Другое дело — богослужебные предметы, на украшение которых никогда не жалели ни золота, ни драгоценных камней; или купола церковные. Это норма. И это никак не связано с тем, чтобы обязательно носить на себе в повседневной жизни дорогущие вещи и ездить на дорогих машинах. Машины, как и любая вещь, нужная в жизни, должны быть надежными и безопасными. Естественно, чем дороже для нас тот или иной человек, или чем выше его положение в обществе, тем лучше должны быть эти характеристики. Тогда, наверное, и цена будет выше. Но это чистая функциональность, никакого отношения к роскоши не имеющая. Я здесь проблемы не вижу», — заключил отец Мелетий. Русская линия
Протоиерей Александр Салтыков: «Богатство церковной утвари и облачений не является препятствием для личной скромности священника» Священнослужители РПЦ считают, что тема «попа в Мерседесе» надуманная, и намеренно муссируется в СМИ...