Протоиерей Димитрий Смирнов: Мы все должны молиться о спасении русского народа и нашей России
Глава Синодального отдела поделился своими впечатлениями от предварительных итогов переписи населения — после того, что с нею сделали Ленин и Сталин, Россию может спасти только чудо
«Дмитрий Иванович Менделеев, когда знакомился с результатами переписи населения 1813 года, говорил, что к концу XX века нас должно быть 600 миллионов человек. Где же они? — спросил священник. — Эти люди были не только уничтожены, их не только сгноили в лагерях, в бессмысленных войнах, но и зачастую просто уморили голодом, не дали им создать семьи, родить детей. Результатом этого стала не та задача, которую ставил перед собой коммунизм — светлое будущее всего человечества, а превращение нашего народа из самого лучшего, самого плодовитого в Европе, в вымирающую нацию. Потому что по всем показателям Россия практически хуже всех: по количеству разводов — самая ужасная цифра из всех, по количеству абортов — то же самое, по количеству наркоманов, по количеству сидящих в тюрьме, по количеству алкоголиков, по количеству коррупционеров, по количеству откровенных воров. Нигде, ни в одной стране мира не происходит того, что мы наблюдаем сейчас у нас».
«В чем наша главная проблема? Все великие империи исчезали с лица земли из-за нравственного разложения, — отметил отец Димитрий. — Каждый, кому дорога наша земля, должен подумать о своей причастности к этому процессу. Что будет, если нас не станет, об этом можно почитать у Ильина, он очень хорошо описывает, что будет с миром, если исчезнет Россия — это будет бедой для всего мира, для всех людей, которые его населяют. Но труднее всего будет нам, потому что мы находимся в эпицентре, в той самой воронке, которая засасывает в небытие, которую умело изобразили создатели социальной рекламы по поводу алкоголя, где люди идут по бутылкам, а потом падают в пропасть».
По словам главы Синодального отдела, «наша проблема не столько в алкоголе, сколько в полном отсутствии понимания того, что такое нравственность». «Это самое главное, что должно нас заботить. Уроки нравственности должны быть первым предметом и в школе, и в институте, и везде, где обучают молодежь. А всё то, что безнравственно должно быть полностью удалено из нашей жизни, а у нас Верховный суд отстаивает права передачи „Дом 2“.. Это говорит о том, что люди просто не понимают, что такие передачи способствуют уничтожению государства, а затем и народа».
«У России огромная история, но всё это будет забыто, — отметил священник. — Ну, что мы знаем о римской цивилизации? — только специалисты знают памятники. Что мы знаем о великой Византии, которая была центром и науки и искусства? — только то, что некоторые специалисты могут прочитать в огромном томе Успенского. А это было огромное государство, существовавшее тысячи лет, но оно исчезло. То же будет и с нами! И поэтому каждый из нас может либо участвовать в этом процессе засасывания в воронку, либо попытаться выплыть — всё зависит только от нашего труда, от нашей молитвы и от того состояния нравственности, в котором мы находимся в данный момент. Потому что, как бы человек не грешил в прошлом, он всегда может остановиться сегодня, и замедлить или прекратить этот процесс самоуничтожения».
«Россию может спасти только чудо, а чудеса может творить только Бог. Мы все должны молиться о спасении нашего народа и нашей России, если у нас осталась хотя капелька любви к тому, что создали для нас и сохранили наши предки», — заключил отец Димитрий.
Русская линия
Таджуддин решил пойти по стопам Гайнутдина?
Глава ЦДУМ России, вслед за радикалами из СМР, заявил, что ему не нравится российский герб, одна голова которого «должна быть увенчана полумесяцем»
«Предложение изменить российский герб я направлял Владимиру Владимировичу Путину, а недавно Дмитрию Анатольевичу Медведеву показал, как это может выглядеть (президент во время поездки по Башкирии в феврале побывал в Уфимской соборной мечети и встретился с муфтием Таджуддином. — „МН“). Я изготовил сразу несколько экземпляров эскиза и разослал их также всем нашим главным муфтиям в регионах», — заявил муфтий.
При этом логика у Таджуддина проста — раз в России «встречается Запад и Восток», а мусульмане проживают в нашей стране дано и в немалом количестве, то, следовательно, надо сделать одну голову орла «православной», а другую «мусульманской». «У нас встретились Восток и Запад. Ради того, чтобы этот патриотизм не угас у наших детей и внуков, мы нижайше просим внести некоторые изменения в герб нашей общей страны. Просим всего-то, чтобы одна голова орла была увенчана полумесяцем, а другая — православным крестом. А ту корону, что посередине, пусть венчают и полумесяц, и крест. Тогда ни один враг не сможет использовать религиозный фактор во вред единству и целостности нашей отчизны».
То есть, по мысли муфтия, «отредактировать» герб России необходимо для того, чтобы мусульмане, наконец-то, могли чувствовать себя настоящими патриотами своей страны. Причём в качестве аргумента к своему предложению Таджуддин поспешил обратиться к истории. Он отметил, что «при самодержавии мусульмане в армии присягу на Коране давали», «были полковые муллы, имамы», а мусульмане воевали за великую Россию даже с Турцией, не считаясь с тем, что воюют с единоверцами. Правда, при этом он почему-то забыл упомянуть, что отцов нынешних российских мусульман кресты на гербе России никогда не смущали — многие столетия они прекрасно воевали за православного Царя, и это никак не отражалось на их патриотизме.
К 1917 году в Российской империи насчитывалось более 10 млн. мусульман и действовало около 30 тысяч мечетей, что просто несоразмеримо с нынешним состоянием мусульманской уммы. Однако никому из тогдашних российских мусульман не приходило в голову говорить о каком-то «несоответствии» российского герба реальному положению дел. Происходило это, скорее всего, оттого, что тогдашние имамы, в отличие от нынешних, были заняты куда более важными делами, чем борьбой с крестами, — их волновала внутренняя жизнь мусульманской уммы.
Совсем иная тактика у нынешних мусульман. Вместо того, чтобы заниматься решением насущных проблем, которых в современном российском исламе вполне хватает, они постоянно провоцируют никому ненужные конфликты и скандалы с православным большинством. Конечно, нельзя сказать, что в таком поведении нет своей логики — возможно, это своего рода попытка объединить разрозненных и расколотых на противоборствующие «управления» мусульман за счёт внешнего врага. Однако, если это, действительно, так, и главная причина дрязгов мусульман между собою — это Православие и кресты на коронах российских орлов, то перспективы у мусульманской уммы России крайне безрадужные.
Русская линия
Патриарх Кирилл: Нынешним заседанием мы начинаем осмысление проблем, которые стоят на повестке дня священноначалия Русской Церкви
Предстоятель РПЦ возглавил первое заседание Высшего Церковного Совета, целью которого, по мысли Патриарха, должно стать повышение церковной исполнительской дисциплины
«Хотел бы сердечно приветствовать членов Высшего Церковного Совета на первом заседании этого вновь образованного органа управления Русской Православной Церкви. Неформально руководители синодальных учреждений собирались три раза по совершенно конкретной повестке дня, и опыт проведения этих совещаний показал, что коллективное обсуждение проблем, стоящих сегодня перед высшим церковным управлением, исполнительной властью нашей Церкви, является настолько важным, что их осмысление требует тщательного и хорошо скоординированного подхода со стороны всех ответственных лиц, участвующих в этом управлении», — подчеркнул Предстоятель.
По словам Патриарха Кирилла, речь идёт о создании «достаточно эффективного механизма управления». «Но в Церкви все подчинено одной цели — цели спасения людей, и мы должны совершенно ясно понимать, что создание управленческих структур направлено не на то, чтобы просто повысить уровень, как теперь говорят, менеджмента, а на то, чтобы сделать более эффективной миссию Церкви в современном мире. Я хотел бы подчеркнуть это сотериологическое измерение всего того, что мы делаем. Некоторым сторонним наблюдателям не видно этого смысла, потому что им не дано вообще видеть смысл того, что есть Церковь и какова её задача. Но для людей церковных очень важно никогда не терять из виду, из своей жизненной перспективы самый главный и, пожалуй, единственный приоритет, который перед Церковью стоит и который Церковь определяет, — это нести свидетельство о спасении людям».
«Опыт показывает, что соборные деяния эффективны только тогда, когда они доходят до сознания верующих людей, когда они способны оплодотворять церковную работу на местах, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Нам не хватало этого инструмента осуществления соборных деяний, а если говорить совершенно открыто, иногда не хватало достаточных инструментов осуществления решений Священного Синода. Поэтому многие очень разумные и правильные решения, которые принимались в 1990-е и 2000-е годы, к сожалению, не были до конца реализованы. Вот почему для нас так важно, никогда не забывая самого главного, во имя чего все мы трудимся, одновременно стремиться — каждому на своем месте и всем вместе, как коллеги, — к тому, чтобы повысить уровень исполнительской дисциплины в Церкви».
«Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас и выразить глубокое удовлетворение тем, что нынешним заседанием мы начинаем это важное соборное деяние — осмысление проблем, которые стоят на повестке дня высшей исполнительной власти Русской Православной Церкви, и осуществление всех тех решений, которые приняты высшими органами власти Церкви и которые должны быть, в том числе и через наши с вами усилия, донесены до нашего народа и по возможности внедрены в каждодневную жизнь наших приходов, монастырей и прочих церковных организаций. Сердечно желаю всем помощи Божией, крепости сил, дружной совместной работы. Полагаю также, что коллегиальное принятие важных решений поможет нам избегать недоразумений, которые нередко возникают тогда, когда люди работают в областях весьма близких друг к другу».
С докладами на заседании выступили председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов и председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Затем состоялось обсуждение представленных докладов и текущих задач, поставленных Священноначалием перед Высшим Церковным Советом.
В заседании приняли участие члены Совета управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн; председатель Учебного комитета при Священном Синоде архиепископ Верейский Евгений; председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии архиепископ Егорьевский Марк; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх; председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов; ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов); председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.
Русская линия
А.И. Осипов: Почему-то об электронной карточке мы кричим, а о ТВ молчим, хотя я думаю, что это в тысячи раз хуже
Профессор МДА заявил, что «пока ещё электронная карта не касается самой главной сферы нашей жизни — духовной»
«Никаких нравственных ценностей УЭК не затрагивает, пока это касается исключительно практической земной стороны жизни, — продолжил богослов. — Поэтому, хотя кое-что неприятно, но мы можем быть спокойны по отношению к духовной жизни. А насчет земной стороны, смотрите сами, не нравится — возражайте, согласны — принимайте. Но, повторяю, это касается только этой стороны жизни и пока не касается нашей души. Пока, но думаю, что это ещё один шажочек туда — к чипированию и, может быть, более серьезным вещам. До этого уже много сделано шагов — вся наша цивилизация. Мы находимся под постоянным обстрелом, шквалом информации, которая действует на нашу душу. Недаром, один журналист написал: как только вы включаете телевизор, вы выключаете в себе становление человека».
В связи с этим профессор МДА выразил недоумение, «почему мы об электронной карточке кричим, а о телевизоре молчим, хотя я думаю, что это в тысячи раз хуже, или компьютер с интернетом, который забивает в нас всякие гадости — это неизмеримо хуже». «Что там электронная карточка, она касается исключительно материальных и социальных вещей. А тут — телевидение, компьютеризация, всякие рекламы — вот что касается нашей души и нашего духа, вот что растлевает не только подрастающее поколение, но и постарше — а мы этого не видим. А вот карта — сразу подскочили, ещё бы, это задевает моё чрево, мою кожу — тут мы вопим, и придумали, что задевает уже и душу. Пока ещё не душу, пока нет», — заключил богослов.
Русская линия
Протоиерей Максим Козлов: Как бы мы ни обижались на Соколова-Митрича за его статью «Очень маленькая вера», нам надо сказать ему спасибо
Профессор МДА считает, что далеко не всё верно в нашумевшей статье, но когда проблемы Церкви обсуждаются без сознательных передергиваний, это можно только приветствовать
«Наверное, больше всего в статье меня задела тема роста антицерковных и антиклерикальных настроений, — отметил отец Максим. — Я, конечно, не готов говорить об этом с точки зрения социологии, но то, что такие тенденции в принципе есть, — для меня несомненно. При этом речь, действительно, идёт уже не только о настроениях либеральной интеллигенции или узкой группы чиновников. Недовольство, порожденное теневыми сторонами церковного бытия, крепнет в самых разных слоях общества, в том числе и среди самих верующих. Поэтому, как бы мы ни обижались на Соколова-Митрича за его текст, ещё раз надо сказать спасибо ему за то, что он прямо заявил о „наклонившейся плоскости“ отношения к Церкви в современной России. Ведь делать вид, что проблемы антиклерикализма не существует, — все равно, что петь „Все хорошо, прекрасная маркиза..“, и дальше по тексту известных куплетов».
Вместе с тем, по словам священника, он не может согласиться с «тезисами Соколова-Митрича, когда он пытается искать причину происходящего в нынешних церковных реформах». «Я как человек, вовсе не причастный к какой-либо церковно-административной деятельности, более того, всегда бежавший от подобного рода работы, могу претендовать здесь на некоторую объективность. Так вот, по-моему, в нашумевшей статье все оказалось уж слишком черно-белым и оттого не совсем корректным. Особенно это касается излишней романтизации провинциального церковного бытия, которое якобы пытаются сегодня разрушить».
«Проблема на самом деле не в реформах, а в том, что заставило церковную иерархию пойти на эти заведомо опасные и непопулярные меры, — пишет отец Максим. — Будь у нас всё хорошо на уровне приходов, монастырей и епархий — кому бы понадобилось что-то преобразовывать? Ведь не секрет (хотя в статье Соколова-Митрича эта тема почти выпала из виду), что кадровый состав духовенства и монашества, уровень их образования отнюдь не всегда соответствуют вызовам эпохи. А уж хозяйственная жизнь приходов и вовсе, мягко говоря, проблемна. В минувшие годы управление земной жизнью нашей Церкви было в основном контролируемо в лучшем случае на епархиальном уровне, а результат — изрядная её запутанность и непрозрачность. Так что я глубоко убежден: попытки изменить ситуацию конкретно в этой, „прикладной и приземленной“ сфере крайне необходимы».
При этом священник выразил надежду, что начатые реформы приведут не только к росту нагрузки на церковный структуры, но и принесут «церковным труженикам» больше стабильности. «Точно знаю: не так уж велик рост бумажной нагрузки в Церкви по сравнению с аналогичным ростом в государстве. Каждый настоятель хорошо знает, что налоговая, социальная, юридическая отчетность требует на порядок больше сил и времени, чем все запросы по церковной линии. Именно это требует труда на приходе квалифицированного бухгалтера, а порой и юриста, а вовсе не запросы из Патриархии».
По мнению отца Максима, позитивные тенденции есть уже и сейчас. «За последние годы стиль и характер общения во многих церковных институциях заметно изменились в лучшую сторону. Управление делами Московской Патриархии, Отдел внешних церковных связей, Синодальный информационный, Отдел по взаимодействию Церкви и общества — всё это серьезные учреждения, в которых ты знаешь, с кем и на какую тему можно поговорить, и где тебя не станут футболить от одного к другому. Это места, где ты не как во время оно сидишь в бесконечной очереди к двум людям, поскольку на них сошлись все стрелки, в ожидании, что когда-то и ты к ним попадешь и твой вопрос будет решён. Может быть, не всё это пока чувствуют вдали от Москвы, но несомненно, с точки зрения адекватности работа высшего церковного управления даже за этот короткий период нового патриаршества изменилась к лучшему».
«И, наконец, главное. О духовности, которую якобы «задвигают» всеми этими бесконечными административно-хозяйственными вопросами, — пишет профессор МДА. — Один из серьезных упреков, который предъявляет автор статьи, — обвинение современной Церкви в излишней рационалистичности и функциональности, которая якобы проявляется в попытках по-новому организовать повседневную церковную жизнь. Предполагается, что занимаясь вопросами административными, священноначалие уходит от духовных проблем. Но лично мне кажется, что внимание к всевозможным приземленным «оргвопросам"заслуживает не упрека, а похвалы. Очень хорошо, что люди, осуществляющие высшее церковное управление, занимаются административными проблемами и не вторгаются в ту деликатную, относящуюся больше к невидимой стороне Церкви, часть ее бытия, где речь идет о стяжании Духа Святаго, о духовничестве, святости и о том, что является сутью христианства».
«Дело в том, что как раз в этой внутренней, духовной стороне жизни реформы невозможны — все их попытки оборачивались болезненными последствиями. Перестроить духовную жизнь Церкви приказами из Патриархии невозможно, а вот сделать так, чтобы приходы нормально функционировали и все земные институты Церкви помогали, а не вредили духовной жизни человека своими повседневными действиями, — это как раз под силу церковным администраторам, без которых земная жизнь Церкви невозможна. Просто и оппонентам этих реформ важно понять: происходят они не вместо подлинной христианской жизни, а ради нее», — заключил отец Максим.
Русская линия
Протоиерей Всеволод Чаплин: Подвергать российскую символику новой ревизии было бы несправедливо
В Русской Православной Церкви не поддерживают идею главы ЦДУМ Таджуддина о включении полумесяца в герб России
По мнению отца Всеволода, подвергать символику России новой ревизии «было бы несправедливо по отношению к историческому наследию России, тем более что в местах доминирования ислама, а в России есть такие регионы, вполне можно было бы использовать в региональной символике символы ислама — тот же полумесяц, например».
Муфтий Тажджуддин также поддержал идею многоженства, указав на то, что «некоторые уже начали претворять в жизнь принцип Корана, дозволяющий жениться на двух, трех или четырех женщинах». По его словам, «чем по сорок любовниц — так лучше четыре законные жены. А то у каждого россиянина почти по сорок».
В этой связи отец Всеволод заявил, что с большим уважением относится к муфтию Т. Таджуддину и к российской исламской общине. «Считаю, что она имеет право на то, чтобы поддерживать свой традиционный образ жизни, который, как известно, включает в себя многоженство. Мы знаем, что оно де-факто в России есть, как было де-факто в Советском Союзе и было признано в Российской империи», — сказал он.
По словам священника, в этом случае возникает определенная правовая коллизия, «но мудрость любого многонационального государства всегда состояла как раз в том, чтобы поддерживать в обществе многоукладность и не пытаться ломать через колено традиционный образ жизни того или иного народа, той или иной религиозной общины».
«Впрочем, для православного христианина идеалом брака всегда был и останется союз между одним мужчиной и одной женщиной. Таков выбор религиозного большинства нашего общества, и об этом выборе всегда нужно помнить при всём признании существующих традиционных исключений», — подчеркнул представитель Русской Церкви.
Русская линия
Андрей Глоцер: «Честно говоря, серьёзно такие предложения воспринимать трудно»
Иудеев позабавила инициатива Таджуддина о полумесяце в российском гербе, а во Всероссийском муфтияте опасаются роста напряжённости из-за необдуманных заявлений муфтия
В свою очередь он выдвинул встречную «веселую альтернативу» со стороны Федерации еврейских общин. «Если помните, на советском гербе была надпись „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“ на 15 языках республик СССР. Так вот, можно предложить внести в российский герб ещё какую-нибудь бодрую надпись на сотне-другой языков малых народов нашей страны и добавить к орлу столько же голов», — сказал А. Глоцер, напомнив, что в 2009 году ЮНЕСКО насчитало в России 136 исчезающих языков. «И тогда уж точно орёл у нас будет ещё более сильный и головастый», — резюмировал представитель еврейской общины.
В свою очередь, глава исполкома Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийского муфтията) Мухаммедгали Хузин считает опасной данную инициативу, поскольку это чревато ростом исламофобии. «Есть геральдические нормы и исторические реалии. Смешение символов двух религий на гербе государства — это все равно, что дать повод критиканам обвинить традиционное, исконное православие и традиционный, просвещенный российский ислам в экуменизме», — заявил в интервью «Интерфакс-Религия» муфтий М.Хузин.
По мнению муфтия, следует «уважительно относиться к историческому и объективному понятию «православное большинство». «Ведь не требуют же православные Сирии, даже при наличии там Патриархата, размещения символов своей религии в государственной геральдике этого государства!» — сказал М. Хузин в подтверждение своих слов. По его убеждению, в том, что герб имеет такое, сформировавшееся, оформление, угрозы межрелигиозному миру нет, «а муссирование этого вопроса, вне зависимости от целей, задач и форм, как раз и приводит к усилению ксенофобских настроений».
Тем более, считает муфтий, в нынешнее время, «когда стремительно меняется картина мира, причем в худшую сторону, не стоит бросать камни и пускать волны, это может обернуться серьезными противоречиями».
Русская линия
А Баба-яга против
Берл Лазар, вопреки мнению ведущих религиозных и политических лидеров Европы, не видит краха мультикультурности в Европе — мультикультуризм это «наше всё», считает он
«Говоря об накопившихся проблемах, вызванных массовой миграцией и столкновением различных культур и традиций, раввин Лазар подчеркнул, что мультикультурность в любом случае составляет основу европейского и мирового бытия», — сообщили в пресс-службе Берла Лазара, пересказывая его выступление на сессии ПАСЕ в Страсбурге.
По мнению раввина, не только прогресс, «но и само существование Европы немыслимо без ежедневных контактов представителей разных народов». В то же время глава российских иудеев указал на необходимость того, чтобы в межкультурных контактах, с одной стороны, не навязывать меньшинствам поведенческих стереотипов большинства, а с другой — не отказываться от интеграции мигрантов в систему европейских ценностей.
Между тем, о крахе политики мультикультурности в Европе не так давно заявил президент Франции Николя Саркози. «Ответ очевиден: это провал, — признал французский лидер. — Мы против стремления обращать других в свою веру на территории Французской республики. Французское национальное сообщество не хочет менять свой образ жизни, равенство между мужчиной и женщиной, свободное посещение школы девочками. У нас светская страна, молитва никого не смущает, но мы не хотим, показного отправления религиозных обрядов на улице».
Прошлой осенью идеология «мульти-культи» получила едкую критику и от германского канцлера Ангелы Меркель. Канцлер потребовала от иммигрантов более основательной интеграции в немецкое общество — через активное «вписывание» в жизнь страны. В прошлом году более двух третей жителей Германии и Франции отметили, что мусульмане плохо интегрируются в европейское общество. А в среднем 40% участников различных социологических исследований считают, что мусульмане несут в себе угрозу безопасности европейцев. В итоге лидеры ЕС не могли не признать, что все большая часть европейцев видят в исламских иммигрантах угрозу европейской цивилизации в целом.
В свою очередь, британский премьер Дэвид Кэмерон озвучил идею о том, что сейчас европейские страны «вынуждены терпеть сегрегированное сообщество, которое не разделяет наших ценностей». Кроме того, премьер отметил рост интереса молодых британских мусульман к экстремистским идеям. «Нужно знать, где зарождается террористическая идеология, исламистские настроения», — объявил Кэмерон и призвал запретить деятельность исламских проповедников в Европе.
О том, что идея мультикультурализма изжила себя, потерпев на практике полное фиаско, заявил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «То, что сегодня происходит в мире, свидетельствует о том, что концепция мультикультурализма не оправдывает себя. Мира не достигается: то, что мы сегодня имеем в Западной Европе, свидетельствует об этом очень наглядно», — сказал Патриарх на встрече с участниками Группы глобального лидерства Всемирного экономического форума в Москве. Он напомнил, что даже государственные деятели говорят о провале мультикультурализма, что модель не работает: сплава не получается. «В стакан сливают различные компоненты, чтобы сделать коктейль, но встряхнуть не получается. Компоненты есть, а коктейля нет. Может быть, не надо было сливать?.. Невозможно из турка или араба сделать англосакса, даже если очень постараться», — отметил Предстоятель РПЦ.
Тем не менее, Берл Лазар считает иначе.
Русская линия
Протоиерей Александр Салтыков: «Богатство церковной утвари и облачений не является препятствием для личной скромности священника»
Священнослужители РПЦ считают, что тема «попа в Мерседесе» надуманная, и намеренно муссируется в СМИ
«Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными», — заявил отец Всеволод 11 апреля, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве. В числе прочего протоиерей отметил, что духовенство должно выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего. Тех же людей, которые упрекает духовенство в роскоши, Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой.
Отметим, что вопрос о церковной роскоши и подозрительно высокой активности духовенства в бизнесе обсуждается в России не первый десяток лет. В 90-е годы Церковь получала льготы при продаже алкоголя, табака и нефти. Тогда же возникло выражение «попы в «Мерседесах», которым критики Церкви пользовались, чтобы подчеркнуть привязанность церковных иерархов к дорогим автомобилям.
Согласны ли вы с тем, что только богатый священнослужитель будет выглядеть «достойно» в глазах народа? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей? С такими вопросами портал Regions.ru обратились к священнослужителям.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что слова о. Всеволода неверно поняли. «О какой одежде идет речь? О моем подряснике или о церковных богослужебных облачениях? Одно дело — личная жизнь священника, другое дело — жизнь Церкви. Священник действительно должен служить в красивых облачениях, храм должен быть нарядным, церковные сосуды должны быть дорогими. И Церковь должна иметь на это средства. Это не является препятствием для личной скромности священника, взирающего на образы святых, научающегося от их житий, взыскуя духовного начала, а не материального», — сказал он. «Сребролюбцы же всегда были обречены на осуждение. Ибо сказано, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый — в Царствие небесное. Это относится к любому человеку, а к священнослужителю — сугубо», — напомнил отец Александр. «Привлекательным будет образ такого человека, который, имея доступ к большим средствам, в личной жизни ведет себя скромно и достойно. Но Церковь должна же иметь средства, чтобы оказывать социальную помощь, чтобы развивать систему просвещения и образования, культуру, заниматься миссионерской деятельностью, защищать обиженных и слабых, строить храмы. Все это требует огромных средств. И у Церкви действительно есть недоброжелатели, стремящиеся лишить ее этих средств», — сказал священнослужитель. «Таким мне представляется смысл высказываний о. Всеволода, которого я давно знаю и глубоко уважаю», — подытожил он.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко также подозревает, что смысл слов о. Всеволода исказили. «В предложенном контексте говорить об абсолютно точной и адекватной передаче смысла высказываний о. Всеволода не приходится, это очевидно», — сказал он. Вместе с тем отец Борис признал, что расхожие штампы про «попов на мерседесах» основаны в том числе и на реальных фактах. «В Церкви, к сожалению, действительно присутствует тенденция к обмирщению, к заимствованию представлений о «престижном» у светского общества: богатство, благополучие с сопутствующими «аксессуарами», являющимися символами этого благополучия (дорогие часы, дорогой автомобиль, представленные дорогими брендами и т. д.). Да, к сожалению, это так. И, к великому сожалению, для очень многих людей, которые и ходят в храм, и участвуют в таинствах, подобная демонстрация является демонстрацией силы и достоинства и священнослужителей, и самой Церкви. Увы, не редкость у церковных людей и дурной вкус, и злой нрав, и смешение понятий добра и зла. Но я считаю, что этим вкусам и нравам, не соответствующим евангельскому учению, не следует потакать», — заявил он. «Простой верующий человек, который может быть и рабочим, и банкиром, должен видеть в священнослужителе в первую очередь молитвенника, постника, воздержника, самоотверженного пастыря или настоящего монаха, а не носителя дорогих часов. Если мы не будем воспитывать свою паству на примерах святых, если сами не будем являть достойный пример, ничего хорошего в социальном плане у нас не получится. Мы должны четко говорить, что любая форма карьеризма — это плохо, это не соответствует духу евангельскому, что любая форма самообогащения, даже если это касается не только монаха, но и мирянина — это плохо, и отсутствие способности снять с себя последнюю рубаху, чтобы поделиться с ближним — это указание на то, что нет в нас духа евангельского. Мне кажется, в этом направлении всем нам христианам надо двигаться. Аскетический образ жизни как был, так и останется самым спасительным. Следовательно, так и надо жить. А примеры святой жизни — и в прошлом, и в настоящем, во всей истории Церкви», — добавил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также согласился, что отнюдь не все в Церкви следуют духу евангельскому. «Безусловно, есть и такие люди, для которых какая-то дорогая вещь или дорогой роскошный автомобиль — это знаки принадлежности к какой-то конкретной касте, к какому-то определенному сообществу. Но нам до этого какое дело? Сама эта тема какая-то надуманная, причем она намеренно муссируется в СМИ», — сказал он. «В данном случае уместно вспомнить поговорку о том, что не место (а можно сказать — и вещь) красит человека. Здесь все понятно и очевидно. Вещи, необходимые для жизни должны быть практичными и надежными и совсем необязательно — дорогими. А если, тем более, народ бедный, то зачем же священнослужителям быть богатыми? Богатством надо делиться с бедными. Для христиан это аксиома», — отметил отец игумен. «Другое дело — богослужебные предметы, на украшение которых никогда не жалели ни золота, ни драгоценных камней; или купола церковные. Это норма. И это никак не связано с тем, чтобы обязательно носить на себе в повседневной жизни дорогущие вещи и ездить на дорогих машинах. Машины, как и любая вещь, нужная в жизни, должны быть надежными и безопасными. Естественно, чем дороже для нас тот или иной человек, или чем выше его положение в обществе, тем лучше должны быть эти характеристики. Тогда, наверное, и цена будет выше. Но это чистая функциональность, никакого отношения к роскоши не имеющая. Я здесь проблемы не вижу», — заключил отец Мелетий.
Русская линия
Игумен Филипп (Рябых): «В идеале традиционная семья — это союз мужчины и женщины, рожающих и воспитывающих детей»
В Отделе внешних церковных связей прошел семинар «Семья — самая безопасная среда для жизни ребенка»
В работе нынешнего семинара приняли участие представители Русской Православной Церкви, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), государственных, межправительственных и неправительственных организаций, экспертного сообщества.
Открывая мероприятие, сомодераторы семинара представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) и представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России Бертран Бейнвель подчеркнули важность сотрудничества Церкви, международных организаций и гражданского общества в деле всесторонней поддержки семьи, которая является лучшей средой для обеспечения прав и развития детей.
«Важно не только говорить о проблемах семьи в современной России, но и замечать, исследовать, а затем широко распространять всеми доступными и законными способами хороший опыт построения семейных отношений и воспитания детей, — отметил отец Филипп. — Такой опыт есть в Русской Церкви, во всех традиционных религиях России. В православных общинах он основан на представлениях, которые мы нередко определяем одним понятием, — традиционная семья. Это не означает, что православные хотят восстановить некие отжившие практики прошлого. Речь идёт о принципах, которые являются неизменяемыми для всех времен, но которые должны выражаться в соответствии с новыми условиями жизни. Итак, в идеале традиционная семья — это союз мужчины и женщины, рожающих и воспитывающих детей».
Однако, по словам отца игумена, «здесь могут быть исключения». «Прежде всего, это неполные семьи, которые образуются в результате различных жизненных трагедий. Руководствуясь человеколюбием, Церковь помогает матерям и отцам-одиночкам и содействует усыновлению детей-сирот. Во-вторых, в традиционной семье поддерживаются служения мужчины как добытчика, а женщины как воспитательницы детей в соответствии с психологическим и физиологическим устроением мужчины и женщины. Но даже это не является чем-то незыблемым. Главным остается совет да любовь в семье. Супруги могут сами договориться, как между ними будут распределяться обязанности. Будучи малой церковью, семья является пространством творчества, где заповеди Божии должны оставаться неизменными, но их исполнение может иметь разные формы и достигаться различными способами. Наконец, в традиционной семье ребенок не является рабом. Родители призваны, не раздражая своих чад, с терпением и любовью воспитывать их, понимая и изучая способности своего ребенка, а также его возрастные физиологические и психологические особенности. Полагаю, что можно выделить и другие изменяемые и неизменяемые характеристики традиционной семьи. Надеюсь, что настоящий семинар также внесет свою лепту в это дело».
С основными докладами на семинаре выступили О.В.Ременец, координатор Программы «Защита детей» ЮНИСЕФ, которая рассказала о принципах работы Фонда в России (доклад «Семейные ценности и Конвенция о правах ребенка») и заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по образованию в городе Москве по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса, профессор Российской академии государственной службы И.В.Понкин, проанализировавший достоинства и недостатки правовых механизмов защиты прав детей в России (доклад «Права ребенка и права семьи: пределы вмешательства государства»).
Кроме того, в рамках семинара были заслушаны доклады, посвященные проблемам семейного насилия, профилактике правонарушений со стороны несовершеннолетних, работе с подростками, оказавшимися в конфликте с законом, а также обсуждены формы эффективной поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. Сообщения были подготовлены представителями государственных, общественных и церковных организаций, работающих в сфере защиты прав детей, среди которых — Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, благотворительный фонд «Диакония», центр реабилитации «Вера-Надежда-Любовь» (г. Ардатов Нижегородской области), «Психологическая служба «Семейное благо», Кризисный центр помощи женщинам (Санкт-Петербург), Православный центр «Живоносный Источник», Социально-реабилитационный центр «Отрадное» (Москва) и другие.
Русская линия
Обама и Саркози считают, что Каддафи должен уйти навсегда
С начала операции в Ливии силы коалиции совершили более 800 боевых вылетов
«Невозможно себе представить будущее Ливии, в котором тот, кто пытается уничтожить собственный народ, находился бы у власти, — убеждены лидеры Великобритании, США и Франции. — Режим должен уйти из городов, которые он осаждает, включая Адждабию, Мисурату и Эз-Зинтан».
«НАТО должна продолжать операцию в Джамахирии до тех пор, пока Каддафи не покинет свой пост, чтобы гражданское население оставалось под защитой», — заявляют Обама, Кэмерон и Саркози.
По их словам, лишь после этого может начаться «подлинный переход от диктатуры к конституционному процессу». «Чтобы этот переход был успешным, Каддафи должен уйти и уйти навсегда», — утверждают президенты США и Франции и глава кабинета Великобритании. Затем, по их мнению, мировое сообщество должно будет оказать содействие в «развитии институтов, являющихся основой процветающего и открытого общества».
«Создавать новую конституцию, избирать новых лидеров, писать следующую главу своей истории будет народ Ливии, а не ООН», — говорится в заявлении и подчеркивается, что «Великобритания, Франция и США не успокоятся до тех пор, пока резолюции Совета Безопасности ООН не будут выполнены, и пока ливийский народ не окажется в состоянии самостоятельно выбирать свое будущее».
Как отмечает Reuters, в пятницу дочь Каддафи Аиша, выступая перед толпой с крыши резиденции лидера Джамахирии, заявила, что «требование ухода Каддафи — это оскорбление для всех ливийцев, так как Каддафи не в Ливии, а в сердцах всех ливийцев».
Тем временем представитель Национального переходного совета Ливии Махмуд Авад Шаммам заявил, что режим Муаммара Каддафи получает новейшие вооружения российского производства, в том числе и танки Т-92, и поэтому повстанцы не могут одержать победу, заявил. В России это сенсационное заявление вызвало недоумение. Эксперты «Независимой газеты» утверждают, что Т-92 не существует в природе, а Т-90 продавался только Индии.
В свое время Россия наводнила Ближний Восток военной техникой, поэтому сейчас и та и другая сторона сражаются российским оружием, отмечает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. «Даже в условиях эмбарго, там хватит еще на 10 лет войны», — считает эксперт. «При той интенсивности боевых действий, какую мы наблюдаем, этих запасов может хватить на годы. Так что нет смысла везти из-за моря даже сотню-другую танков», — отмечает газета.
Ливийские оппозиционеры воюют плохо, они недисциплинированны, плохо обучены, не наладили нормального снабжения, связи и управления, а заявлениями о несуществующих «супертанках» хотят оправдать свои поражения, отмечает «Независимая газета».
Кроме того, откровения о неведомых российских танках будущего призваны подкрепить требование к странам Запада дать повстанцам оружие. Но ливийцы не умеют с ним обращаться, и вместе с оружием придется поставить инструкторов, технический персонал, советников.
«По большому счету, речь идет о втягивании европейцев в наземную операцию против Каддафи, — допускает „НГ“. — Для этого сгодится и „рука Москвы“, и несуществующий танк Т-92».
Конфликт в Ливии начался с массовых акций протеста против режима Каддафи в середине февраля и к концу месяца перерос в открытое вооруженное противостояние. СБ ООН 17 марта принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией и открывающую возможность иностранного военного вмешательства в ситуацию в этой североафриканской стране. Военная операция коалиционных сил началась 19 марта.
Руководство кампанией в Ливии 31 марта полностью перешло к представителям командования НАТО. Целью операции Североатлантического альянса, получившей условное наименование «Объединенный защитник», является обеспечение эмбарго на поставки оружия, бесполетной зоны и мер по защите гражданского населения.
Страны-члены НАТО и другие государства-партнеры по международной коалиции выдвинули ливийским властям условия прекращения бомбардировок. В принятом по итогам встречи заявлении говорится, что авиаудары по объектам ливийского лидера Муамара Каддафи будут продолжаться до тех пор, пока его режим не выполнит три условия.
Во-первых, ливийские власти должны прекратить все угрозы атак и нападения на мирных жителей и населенные пункты. Во-вторых, они должны вернуть на военные базы все вооруженные силы, включая снайперов, наемников и другие полувоенные формирования. НАТО призвала Каддафи отвести войска от всех городов, куда они вошли с применением силы, заняли или осаждают. Список включает Адждабию, Брегу, Яфран-ва-Джаду, Джебель аль-Гарби, Киклу, Мисурату, Налут, Рас-Лануф, Ефрин, Эз-Завию, Зинтан и Зуару. В-третьих, власти Ливии должны немедленно обеспечить полный, безопасный и беспрепятственный доступ гуманитарной помощи всем ливийцам, которые в ней нуждаются. Страны НАТО также подтвердили требование отставки Каддафи.
Напомним, что с 31 марта авиация НАТО совершила более 2 тысяч вылетов, из них более 800 боевых — в рамках обеспечения бесполетной зоны над Ливией. В среду самолеты НАТО, участвующие в операции «Объединенный защитник», нанесли ракетно-бомбовые удары по бункерам с боеприпасами в окрестностях Триполи.
Накануне вечером сообщалось о мощном взрыве в районе Триполи, где находится резиденция Каддафи. По словам очевидцев, взрыву предшествовал звук пролетающего на небольшой высоте истребителя. При этом арабские телеканалы сообщили о как минимум восьми взрывах, пострадавших и разрушениях.
После этого гостелевидение Ливии показало Каддафи, катающегося по Триполи и заявило, что эти видеокадры сняты уже после взрывов. На них видно, что ливийский лидер в черном пиджаке, темных очках и зеленом сомбреро находится в черном внедорожнике с открытым верхом. Он стоя приветствует своих сторонников. Автомобиль окружили десятки людей. В руках у них портреты Каддафи и зеленые флаги, символизирующие правящий режим.
Жители Триполи кричат лозунги, прославляющие лидера. Кададфи в ответ жестикулирует, показывая пальцами знак V. Затем он выходит и жмет руки некоторым из своих приверженцев.
По последним сообщениям, вчера верные Каддафи войска подвергли артиллерийскому обстрелу порт города Мисурата. По информации повстанцев, по гавани было выпущено не менее 200 ракет системы «Град». Из-за бомбардировки работа порта была остановлена.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем киевского монархиста протоиерея Федора Синькевича, видного государственного деятеля Д.С.Сипягина и генерала А.Н.Меллер-Закомельского
Но широкую известность он получил как председатель Патриотического общества молодежи «Двуглавый Орел», которое он возглавил в 1912 г. Общество развернуло активную деятельность в связи со злодейским убийством Андрюши Ющинского, которое имело широкий отклик среди киевлян. Обществом было организовано торжественное собрание, посвященное св. мученику младенцу Гавриилу и всем умученным от жидов, на котором выступил председатель общества священник Федор Синькевич. После серии статей в газете «Двуглавый орел», посвященных убийству и судебному разбирательству, публикаций о попытках местных властей замять дело против общества начались преследования. Руководителю общества вменили в вину возбуждение враждебного отношения к евреям. Киевский губернатор предложил митрополиту Флавиану (Городецкому) воздействовать на священника, «внушив ему необходимость воздержаться от подобной деятельности». В объяснительной записке о. Феодор писал, что он никогда не возбуждал одну часть населения против другой. «Изложение обстоятельств ритуального убийства отрока Гавриила есть простое напоминание исторического события, которое в свое время было удостоверено гражданским судом и освящено Православной Церковью, причислившей онаго мученика к лику святых», — отмечал он. Однако вскоре о. Феодор вынужден был уйти с поста председателя «Двуглавого орла».
В 1919 г. вместе с семьей он выехал в Крым, а впоследствии эвакуировался с армией генерала Врангеля в Югославию, где он жил и служил до 1934 г. В 1935 г. он перебрался в Иерусалим, где его сын служил начальником Русской Духовной миссии. В Святой Земле он и скончался в 1946 г. Его сын Александр (в монашестве Антоний) (1903−1996) стал впоследствии архиепископом Лос-Анжелесским и Южно-Калифорнийским РПЦЗ.
Сегодня также день памяти видного государственного деятеля министра внутренних дел Дмитрия Сергеевича Сипягина, убитого террористом в 1902 г.
Он родился 5 марта 1853 г. в старинной дворянской семье, представители которой на протяжении веков служили верой и правдой русским Царям. Окончив курс в Петербургском университете, Сипягин служил по Министерству внутренних дел, был предводителем дворянства в Московской губ. В 1886 г. он был назначен харьковским вице-губернатором, затем был переведен в Курляндскую губ. В этом «сложном» крае, где сталкивались русские, немецкие, еврейские, польские и латышские притязания, Сипягин сумел добиться всеобщего примирения, твердо соблюдая при этом государственные интересы. Энергия, распорядительность и работоспособность Сипягина обратили на себя внимание Императора Александра III и в 1891 г. 38-летний Сипягин стал московским губернатором. В 1899 г. Сипягина назначили главноуправляющим МВД, а год спустя и полноправным министром. Сипягин занял министерское кресло в сложный момент. Многочисленные враги монархии уже начали поднимать голову, шло бурное формирование оппозиционных партий. Сипягин действовал решительно и твердо, усмиряя силой оружия все нарушения порядка. Этого ему не простили и в апреле 1902 г. он был убит эсером С.Балмашевым.
Сегодня мы также вспоминаем активного борца с революционной крамолой генерала барона Александра Николаевича Меллер-Закомельского, скончавшегося в 1928 г.
А.Н.Меллер-Закомельский родился 1 ноября 1844 г. в Петербурге и принадлежал к известному баронскому роду, происходящего от генерал-аншефа И.И.Меллера, получившего при возведении в баронское достоинство приставку Закомельский. Получив образование в Николаевском училище гвардейских юнкеров, окончив которое Меллер-Закомельский проходил офицерскую службу в конных гвардейских полках, принимал участие в усмирении польского мятежа 1863 г.
В 1869 г. Меллер-Закомельский был переведен в армейскую пехоту, участвовал в экспедициях в Среднюю Азию и в Русско-турецкой войне 1877−78 гг. Во время одного из боев в Средней Азии он был ранен в голову, а за проявленное отличие при штурме г. Андижана (Кокандское ханство) был награжден орденом святого Георгия 4 степени. Меллер-Закомельский также отличился и в битве под Шейновым, в ходе которой был тяжело контужен. В апреле 1876 г. Меллер-Закомельский удостоился чести быть зачисленным во флигель-адъютанты Императора Александр II. В 1883 г. он был произведен в чин генерал-майора, а к 1906 г. выслужил чин генерала от инфантерии.
В годы революционной смуты 1905−1907 гг. генерал проявил себя как энергичный и суровый борец с крамолой. В 1905 он подавил мятеж матросов в Севастополе. А в конце года, находясь в отпуске в С.-Петербурге получил особое поручение: организовать боевой поезд и навести порядок на Транссибирской железной дороге, на которой начались волнения запасных частей. Меллер-Закомельский, с отрядом всего лишь в 200 человек в кратчайшие сроки навел полный порядок. Отряд Меллера-Закомельского действовал круто. Революционных агитаторов выбрасывали из поездов на полном ходу; солдат, захвативших офицерские купе, выгоняли прикладами; стачечные комитеты расстреливали.
«Заслуга Меллера-Закомельского была громадна, — отмечал военный министр А.Ф.Редигер, — он восстановил связь с армиями, восстановил порядок на протяжении нескольких тысяч верст железнодорожного пути! Задача, казавшаяся столь трудной и опасной, была разрешена гладко и просто, с ничтожными силами. Главная заслуга в этом деле принадлежала лично ему..» За блестящее выполнение возложенного на него поручения (волнение войск на протяжении более 6 тыс. км пути было прекращено за три недели) Меллер-Закомельский получил от Государя 200 тыс. золотых рублей.
С 1906 по 1909 гг. Меллер-Закомельский состоял в должности временного генерал-губернатора Прибалтийского края, также отличившись на новом месте суровыми методами по борьбе с революционным движением. В 1909 г. он был назначен членом Государственного Совета, в котором вошел в правую группу. В годы Первой мировой войны генерал был назначен инспектором лечебных заведений Петрограда. В 1919 г. он эмигрировал во Францию, где и скончался на 83-м году жизни.
Русская линия
В Петербурге пройдёт международный композиторский конкурс духовной музыки «Роман Сладкопевец»
Основная цель конкурса — возрождение и популяризация академической духовной музыки, пробуждение интереса к ней как у современных композиторов, так и у широкой слушательской аудитории, выявление и поддержка талантливых авторов, сообщается на сайте фестиваля.
В конкурсе могут принять участие композиторы без ограничений по возрасту, образованию и гражданству. Отборочный тур проходит заочно и анонимно, на основании присланных по почте рукописей под девизом.
Финальный тур проходит в Санкт-Петербурге в форме открытого прослушивания в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича в рамках Великопостных концертов-2012.
Сочинения, допущенные до финального тура, прозвучат в исполнении Хора Мариинского театра.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
— Духовное хоровое сочинение крупной формы a cappella (длительностью до 40 мин.)
— Хоровая миниатюра на канонические тексты, тексты фольклорных духовных стихов или на стихи русских поэтов духовного содержания (длительностью до 7 мин.; возможно инструментальное сопровождение, но не более, чем 3 инструментальные партии)
Все сочинения должны быть написаны на русском или церковно-славянском языке, ранее не исполняться публично и не издаваться.
Сроки проведения конкурса:
Отборочный тур — до 15 сентября 2011 года
(дата отправления устанавливается по почтовому штемпелю на конверте)
Финальный тур — февраль-март 2012 года.
Русская линия
Всемирный русский народный собор стал на защиту финского пастора, критиковавшего экстремистский сайт «Кавказ-Центр»
«Правозащитный центр ВРНС возмущен увольнением пастора за критику сайта, являющегося главным рупором чеченских террористов», — говорится в заявлении Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, переданном в пятницу в «Интерфакс».
Как отмечено в документе, «тот факт, что Лютеранская церковь Финляндии заняла сторону террористов, неоднократно угрожавших пастору и обещавших отрезать ему голову, вызывает глубокое недоумение: неужели ее лидеры оказались настолько запуганы террористами, что готовы предать своего собрата ради сайта, на страницах которого публиковались призывы к убийству лояльных России духовных лидеров?»
По мнению православных правозащитников, России следует выразить официальное отношение к произошедшему, дав оценку попыткам уголовного преследования пастора, и при необходимости обеспечить его безопасность.
«Уверены, что Юху Молари будут рады видеть членом Русской православной церкви, которая никогда не заигрывала с террористами и не боялась их угроз. Православным сейчас очень нужны такие смелые люди», — подчеркнуто в заявлении.
Всемирный русский народный собор — международная общественная организация, созданная в 1993 году. Главой Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В 2005 году ВРНС был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.
Русская линия
В Санкт-Петербурге открылась Пасхальная благотворительная выставка
Традиция устраивать перед Пасхой экспозицию, помогающую осмыслить и встретить грядущий величайший христианский праздник, существует уже 12 лет. Об этом напомнил заместитель председателя отдела по религиозному образованию и духовному просвещению протоиерей Александр Зелененко, который отслужил молебен в Синем зале.
По его словам, «выставка не может быть коммерческой — у Церкви иные задачи, она призвана освящать, преображать и приуготавливать мир к вечности с Богом».
Ежегодная акция преследует, прежде всего, просветительскую цель. Желающие смогут встретиться со священниками, педагогами, психологами, врачами, которые проведут беседы по проблемам семьи, воспитания, медицинского просвещения, наркомании.
На стендах можно увидеть работы разного уровня — от детских рисунков, продаваемых за символическую сумму, до уникальных предметов золотошвейного искусства. Например, мастерская «Убрус» при подворье Оптиной пустыни представила изделия шитых предметов церковного обихода.
«Каждое наше изделие в буквальном смысле пропитано кровью и молитвой мастериц: они не обходятся без уколов иглой и слов Иисусовой молитвы. Давно замечено — если вышивальщица отпадает от церковной жизни, прекращает причащаться, то вскоре бросает и шитье. Это искусство неразрывно связано с верой», — рассказала мастер золотого шитья Ольга Дубовцева.
В этом году, посвященном российской космонавтике, на выставке появились стенды, отражающие историю воздухоплавания. Оно зародилось в столице Россиийской Империи, где в 1894 году был подписан высочайший указ о создании специального рода войск — воздухоплавательных. Здесь же был построен первый храм русских авиаторов в честь пророка Илии. Хранитель музея первых авиаторов, заведующий отделом 6-й армии ПВО Юрий Лозыченко знакомит посетителей с историей летного дела.
Выставка дает возможность пообщаться с интересными людьми, решить наболевшие вопросы. Немаловажно и то, что вход на нее бесплатный, поэтому в лавру в преддверии Пасхи придет немного пожилых и малоимущих людей, для которых соприкоснуться с сокровищницей православной культуры — особая радость.
Выставка открыта до 17 апреля с 12 до 19 часов, в субботу — до 18 часов. Программа представлена по адресу http://eoro.ru/index.php?page=vystavka.
Русская линия
В Киеве пройдет международная научная конференция посвящённая наследию о. Сергия Булгакова
Организаторами конференции выступили экономический факультет Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Центр общественных наук при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Киевская духовная академия и семинария, Православный Свято-Сергиевский богословский институт (Париж), Киевское религиозно-философское общество.
Работа форума пройдет по двум секциям:
«Философия хозяйства» С.Н. Булгакова и контуры новой парадигмы социально-экономического знания;
Наследие о. Сергия Булгакова в контексте современной отечественной и европейской богословской и религиозно-философской мысли.
Планируется проведение круглого стола «Православие в условиях современного секулярного общества».
14 мая для участников конференции будет проведена экскурсия по Киево-Печерской лавре, сообщает сайт КДАиС.
Русская линия
Жители Европы сегодня гораздо больше доверяют радио и телевидению, чем Церкви
Более всего европейцы доверяют институту брака: 67% опрошенных продемонстрировали свое «очень высокое» или «довольно высокое» доверие.
Менее всего в Европе верят чиновникам, правительству (27% и 23%) и индустрии рекламы (14%).
Более половины опрошенных европейцев (51%) высказали свое доверие радио и телевидению. Самый высокий процент отмечен в Швейцарии (69% – на 4% больше, чем в 2010 г.). Здесь радио и телевидению доверяют больше, чем браку (66%). Следует отметить, что в этой европейской стране радио о телевидение пользуются самым большим доверием по сравнению с другими институтами и учреждениями. Высокий процент доверия швейцарцы продемонстрировали также организациям по защите окружающей среды и правовой системе (61%).
Самый большой спад доверия в европейских странах отмечен в отношении чиновников и Церкви. Особенно пострадала бельгийская Католическая Церковь (спад доверия с 27 до 13%). В Швейцарии Церковь потеряла 9% (43% – в 2010 г., 34% – в 2011 г.) Виной тому чаще всего называют многочисленные случаи сексуальных злоупотреблений клириков, о которых стало известно в прошлом году. В целом по Европе свое «высокое доверие» Церкви в этом году высказывают на 5% меньше людей (38%).
Довольно высоким доверием среди европейцев пользуются организации по защите окружающей среды (49% опрошенных высказали свое «очень высокое» или «довольно высокое» доверие), интернет (48%), банки (40%) и пресса (40%).
Русская линия
В Москве объявлен лауреат российской национальной премии «Поэт» 2011 года
Виктор Соснора (р. 1936) публикуется с конца 1950-х. Автор двадцати сборников стихов, многих прозаических произведений, переложений Катулла, Оскара Уайльда, Эдгара По, Арагона, Аллена Гинзберга. Лауреат Премии Андрея Белого в номинации «За особые заслуги перед русской литературой» (2004) и премии им. Аполлона Григорьева за книгу стихотворений «Куда пошел? и где окно?».
Российская национальная премия «Поэт» учреждена Обществом поощрения русской поэзии в апреле 2005 года как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии. Согласно статусу премии, ею могут быть награждены только ныне живущие поэты, пишущие на русском языке, независимо от национальности и места проживания. Премия может быть присуждена одному лицу только один раз. Поэты-лауреаты входят в состав Общества поощрения русской поэзии, при этом поэт-лауреат предыдущего года становится председателем жюри премии на следующий год.
Лауреатами премии становились Александр Кушнер (2005), Олеся Николаева (2006), Олег Чухонцев (2007), Тимур Кибиров (2008), Инна Лиснянская (2009) и Сергей Гандлевский (2010).
Русская линия
В Русском музее создали копию старинной картины для Александро-Невской лавры
Церемония передачи пройдет в пятницу. Подлинник картины — экспонат музея XVIII века — в течение 20 лет хранился в Свято-Троицком соборе лавры, и лишь в 2010 году был возвращен в Русский музей. Это было необходимо для проведения реставрации полотна.
В результате переговоров с руководством лавры картина была возвращена в музей. В настоящее время проводится ее капитальная реставрация, после которой она войдет в основную экспозицию. Точную копию картины для ее размещения в соборе специалисты музея изготовили за свой счет.
Г. Угрюмов (1764−1823) — исторический живописец и портретист, представитель классицизма. В продолжение своей деятельности пользовался известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I, по их заказам часто исполнял большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий.
Русская линия