Протоиерей Максим Козлов: «Как учителя веры и нравственности Б. Гребенщикова я не воспринимаю»
Новые формы миссионерской работы Тульского городского миссионерского центра вызвали неоднозначную оценку среди православных…
В Тульском городском миссионерском центре Тульской епархии решили опробовать новую форму миссионерской работы и организовали своего рода «общественный суд» по «религиозно-философскому и творческо-музыкальному делу Гребенщикова Б.Б.», что вызвало неоднозначную реакцию среди православных.
В ходе акции всем желающим предлагалось выступить в качестве «присяжных» по делу Гребенщикова. В результате двухчасового исследования творчества и интервью Гребенщикова, независимое жюри из присутствовавших на мероприятии вынесло свой «вердикт»:
1. Является ли Гребенщиков Б.Б. православным человеком? — Нет.
2. Является ли Гребенщиков Б.Б. по своим религиозно-философским взглядам экуменистом и последователем движения «Нью Эйдж»? — Да.
3. Является (или являлся) ли Гребенщиков практикующим оккультистом? — Да.
4. Является ли Гребенщиков Б.Б. последователем учений тоталитарных сект и культов? — Нет.
5. Является ли творчество Гребенщикова Б.Б. после середины 90-ых годов прогрессом с точки зрения искусства? — Да.
Против такого решения «суда» выступил настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко), который обратился к организаторам акции с открытым письмом. В свою очередь, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ профессор Александр Дворкин обратился к отцу Сергию с призывом, что называется, не наводить тень на плетень.
Портал Regions.Ru обратился к православным священнослужителям с просьбой ответить на вопрос «как вы расцениваете само мероприятие, проведенное в Туле» и «какая из высказанных позиций вам ближе?»
Настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов отнес тульское мероприятие к «разряду комсомольских игр». «Постановление о тождественности или нетождественности вероисповедных взглядов того или иного человека в случае возникновения публичного соблазна у нас могут выносить законные церковные институции, например, Священный Синод, Архиерейский собор, Церковный суд. А тульское мероприятие — из ряда комсомольских игр. И, выражаясь словами одного известного писателя, у меня с этими молодыми людьми стилистические разногласия», — сказал он.
«Само по себе подобие данного мероприятия тому, что устраивали комсомольцы 20-х в отношении Церкви и верующего народа, уже отвращает от подобного рода представлений и должно было бы остановить его организаторов», — считает отец Максим.
«Как учителя веры и нравственности Б. Гребенщикова я не воспринимаю, не являясь к тому же ни в каком смысле поклонником его музыки. Да и сам он таковым учителем не выступает. Если уж молодым людям так сильно хочется вынести вердикт по поводу чьей-либо нравственности или мировоззрения, то им можно было бы порекомендовать заняться деятелями нашей „попсовой“ эстрады», — иронически отметил он.
«А если серьезно, то в наше время важно научиться находить искорки истины и стремиться к тому, что объединяет нас в приятии тех или иных аксиом, а не вести всех к раздроблению и разделению и замыканию в секте псевдо-„чистых“, а по сути дела — фарисействующих», — заключил протоиерей.
В свою очередь, заведующий Сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) подчеркнул, что «суд» над Гребенщиковым был мероприятием внутреннего, «кулуарного» характера, а не выражением общецерковного мнения.
«Я думаю, подобные мероприятия не станут общецерковной практикой. Никто не собирается судить того или иного автора за его произведения, если он называет себя православным и при этом делает неправославные вещи», — сказал он. «Общецерковная точка зрения по этому поводу не может быть однозначной. Полемика будет вестись постоянно. В нашей Церкви нет, — и я думаю, что и не должно быть — органа, который бы определял, какой общественный деятель имеет право называться православным, а какой — нет. Хотя до революции подобные прецеденты имели место. Никакого „инквизиционного отдела“ в Церкви не будет, и разговоры на эту тему пустые», — сказал он.
«У каждого человека есть свобода воли, и его религиозные взгляды могут меняться. Я бы не назвал Б. Гребенщикова православным человеком, но что его творчество побуждает людей задуматься о духовной жизни, о духовном мире — это факт. А.Л. Дворкин правильно заметил, что произведения Б. Гребенщикова носят не православный, а, скорее, буддийский характер и приводят многих людей к отнюдь не христианским воззрениям — но устраивать какой-то показательный суд над его взглядами уже, по меньшей мере, не актуально», — считает отец Лаврентий. «На репутации Церкви, думаю, это мероприятие никак не скажется, потому что это же такой „междусобойчик“, не имеющий общецерковного значения», — сказал он.
«Позиция А.Л. Дворкина мне ближе. О. Сергий (Рыбко), несомненно прав в том, что Гребенщиков призывает в своем творчестве задуматься о внутренних духовных ценностях, но сказать что-либо о его православности я не могу, поскольку лично его не знаю. По моим впечатлениям, по отзывам о его творчестве в культурной и религиозной православной среде, нельзя все-таки сказать, что это творчество православного человека», — добавил иеродиакон. Русская линия
Протоиерей Максим Козлов: «Как учителя веры и нравственности Б. Гребенщикова я не воспринимаю» Новые формы миссионерской работы Тульского городского миссионерского центра вызвали неоднозначную оценку среди православных...