Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево считает, что возжигание ханукальных свечей для православного человека ни при каких обстоятельствах недопустимо…
«Вопрос этот очень печальный. И, мне кажется, однозначный. В том смысле, что ни при каких обстоятельствах это делать было недопустимо. Тем более, главе Церкви и, тем более, что после в Евангелии нам Господь сказал о церкви иудейской „Се оставляется дом ваш пуст“. Для нас это ориентир — духовный завет Христа Спасителя. „Тот, кто после того, как открыта истина, — сказал священномученик Ириней Лионский. — Тот, кто после того, как открыта истина, ищет истины — тот ищет лжи“. И поэтому отношение, конечно, однозначное», — заявил в прямом эфире радио «Радонеж» настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, начальник подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве игумен Мелхиседек (Артюхин), отвечая на просьбу радиослушательницы прокомментировать возжигание еврейской миноры Предстоятелем Сербской Православной Церкви Патриархом Иринеем. Текст передачи на днях был опубликован на сайте радио «Радонеж».
«В церкви Петербурга, в центре Москвы лидеры стран зажигают ханукальные свечи, — задала свой вопрос в эфире радио „Радонеж“ Александра из Петербурга. — Менора — это символ победы еврейского народа, духовной победы над православным народом. Понимаете, даже по еврейской традиции, это разрешено зажигать только в синагогах и домах, в их молельных домах и помещениях. Теперь Сербский Патриарх отправляет под запрет людей, которые стоят на консервативных точках зрения — против экуменизма, против единения с католиками. И в этот же день все средства массовой информации передают, что он сам поехал зажигать ханукальные свечи. Может ли он после этого оставаться Патриархом Сербским, и могут ли наши лидеры, такие как Путин и другие, быть национальными лидерами России?»
Отвечая на этот не совсем корректно заданный вопрос, отец Мелхиседек заявил, что ему неизвестны случаи возжжения ханукии в центре Москвы и в Санкт-Петербурге. «Я с этим не сталкивался, поскольку я сам из храма-то уже не вылезаю. Поэтому, что на площадях делается, но то, что Сербский Патриарх допустил такую ошибку, по какой-то может быть, там толерантности, как они выражаются, чтобы межконфессиональный мир был. Положим, конференция в защиту неимущего населения, или какие-то сотрудничества, связанные с делами милосердия, социальным служением — это одно. Но когда конкретно религиозный праздник. Это идет совершенно вразрез с устоями православной веры. Конечно, этот печально, но оставаться или не оставаться ему Патриархом — это вопрос, конечно, к священноначалию Сербской Патриархии».
«Я думаю, что на эти сюжеты неоднозначный будет взгляд, — подчеркнул игумен. — Старец Паисий нам дает совет. Он говорит о том, что всегда надо включать добрый помысел. Но добрый помысел в чем здесь может состоять? Ну, человеку 80 лет. Ну, может быть, какой-то гипертонический кризис. Ну, может быть, было чрезвычайно повышено давление», — предположил отец игумен, отметив, что оправдать такое поведение очень сложно, поскольку «это поступок был недопустимым».
«Я говорю, что мы принимаем участие — но это международные конференции, без всяких религиозных составляющих, — пояснил свою позицию начальник подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве. — Ну, на них присутствуют и религиозные лидеры. Это не экуменизм. Это участие религиозных лидеров в тех или иных социальных, или политических мероприятиях. Как министров иностранных дел. Это вещь допустимая. Но когда это касается уже религиозных вопросов и мало того, что это уже не только религиозные вопросы, это даже не спор. Спорить-то можно было. Обсуждать можно было. А это уже участие в священнодействии».
Между тем, стоит отметить, что восьмидневный еврейский праздник Ханука («освящение») носит чисто исторический или символический характер, поскольку он не был установлен в Пятикнижии. Никакого отношения к «духовной победе евреев над православным народом», как об этом говорится в вопросе, этот праздник не имеет. Празднование Хануки было включено в еврейский календарь ещё в 165 г. до Рождества Христова, когда было возобновлено богослужение в Иерусалимском храме, захваченном и отобранном у евреев в 170 г. до Р.Х. греко-сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. В связи с этим, этот праздник не является выходным днём в Израиле и считается не более чем празднованием исторической даты.
Несомненно, живя в относительно благополучной России, очень сложно понять, чем может быть вызвано столь странное, с православной точки зрения, поведение Сербского Патриарха Иринея и его далеко необязательное, как кажется на первый взгляд, участие в возжжении еврейской ханукии в Белграде. Однако, при вынесении суда Сербскому Патриарху не стоит всё же забывать и о том, в каком униженном и тяжёлом положении в настоящее время продолжает оставаться Сербия, и, в первую очередь, Сербская Православная Церковь.
Сначала порабощённая коммунистами, затем растерзанная и убитая натовскими бомбардировками, ныне не имеющая никакого внутреннего единства Сербия, вряд ли может претендовать на то, чтобы являть пример бескомпромиссности в отстаивании традиций Православия от напора «толерантного» международного сообщества, традиционно с особым уважением относящемся к евреям и их праздникам. В этом смысле для нас может быть очень поучительна совсем недавняя история нашей Церкви, когда многие так же, как сейчас, не могли понять поведения митрополита Сергия (Страгородского).
Декларация владыки Сергия, в которой богоборческая советская власть провозглашалась едва ли не богоизбранной властью, смутила многих верных, не только в России, но и далеко за её пределами, однако не лишила Русскую Православную Церковь благодати Божией. Русская линия
Игумен Мелхиседек (Артюхин): Сербский Патриарх допустил серьёзную ошибку Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево считает, что возжигание ханукальных свечей для православного человека ни при каких обстоятельствах недопустимо...