Епископ Лонгин: Я, как правящий архиерей, могу только позавидовать греческой практике
Саратовский архипастырь пояснил, почему в России, в отличие от Греции, так нестрого соблюдают каноны и рукополагают священников, имеющих явные канонические препятствия…
«Церковь живет по единому каноническому праву, которое составляют правила святых апостолов и святых отцов Церкви, утвержденные Вселенскими и Поместными Соборами. Эти правила едины для всех Православных Церквей, хотя между ними допускается известное разномыслие в отношении того, насколько строго эти правила применяются в тех или иных случаях. На практике употребляется известный с древнейших времен так называемый принцип икономии, когда какие-то правила могут в некоторых случаях не соблюдаться или соблюдаться менее строго», — заявил на официальном епархиальном сайте «Православие и современность» епископ Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос, почему в Русской Церкви нестрого соблюдают каноны, рукополагают людей, имеющих явные канонические препятствия, и допускают до исповеди совсем неопытных священнослужителей.
«Я слышал, что в Поместных Церквах существуют различные традиции. Например, не каждый священник может исповедовать, людей, имеющих канонические препятствия, не рукополагают даже после принятия ими монашеского пострига. Меня немного смущает нестрогое соблюдение канонов и что Церкви православные, а разница существует», — задал вопрос один из читателей портала.
«Это зависит от разных причин, в том числе от местных церковных традиций, наличие которых не есть измена чему-то общему, а совершенно нормальное, естественное состояние церковной жизни, — ответил владыка. — С древности в разных Поместных Церквах существовали различные традиции, что не мешало им оставаться едиными в исповедании общей веры. Однако бывает еще такая разница в практическом применении тех или иных канонических правил, которая обусловлена состоянием церковной жизни в определенное время».
«Скажем, Вы приводите пример о том, что в других Поместных Церквах не каждый священник может исповедовать, — продолжил епископ Лонгин. — Действительно, это практика Элладской Церкви, очень хорошая, практика, которой я как Правящий Архиерей могу только позавидовать. В Греции священник, которого назначают духовником, то есть дают ему право принимать исповедь, должен обладать определенными качествами. Он должен быть человеком зрелого возраста, обладать рассудительностью, засвидетельствованной не однажды и не одним человеком, вести беспорочную жизнь, совершенно беспреткновенную, которая никому не подает никакого, даже малейшего соблазна, и так далее. В Греции у таких священнослужителей даже нет своих приходов: они окормляют по нескольку храмов, совершая там исповедь богомольцев. Все это, конечно, прекрасно. Но не будем забывать, что в ХХ веке Элладская Церковь не знала таких гонений, которые перенесла Церковь в России».
«В Греции до сегодняшнего дня Церковь является государственной, и священники, поскольку они являются госслужащими, получают зарплату от государства, — отметил правящий архиерей Саратовской епархии. — Сегодня в Греции, как и в Румынии, нет ни одного населенного пункта, каким бы крохотным он ни был, сколько бы жителей там ни проживало, где не было бы храма и священника. У нас даже думать сегодня об этом не приходится, потому что Русской Церкви нужно еще много десятилетий для того, чтобы восстановить церковную жизнь хотя бы в каких-то приемлемых объемах. У нас остро не хватает кадров. Если мы возьмем нашу епархию, то 90% нашего духовенства — это молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Выпускник семинарии сразу же назначается на приход и должен нести пастырское служение во всей его полноте. Более опытных зрелых священников просто нет. Поэтому практика назначения духовников, как в Греции, сегодня для нас просто невозможна».
«То же касается соблюдения канонов о том, кто может, а кто не может быть посвященным в священный сан. Наиболее полно эти каноны на сегодняшний день применяются на Святой Горе Афон. Даже в той же Элладской Церкви в отношении приходского духовенства допускаются какие-то снисхождения по усмотрению епископа», — отметил владыка Лонгин.
Поэтому, по его словам, «нет ничего неправильного или предосудительного в существовании различных традиций». «По слову апостола: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Некоторая вариативность, особенно в вопросах церковной, канонической практики, — совершенно нормальное явление в жизни Церкви с апостольских времен. Но эти разномыслия не касаются главного — существа нашей веры», — заключил архиерей. Русская линия
Епископ Лонгин: Я, как правящий архиерей, могу только позавидовать греческой практике Саратовский архипастырь пояснил, почему в России, в отличие от Греции, так нестрого соблюдают каноны и рукополагают священников, имеющих явные канонические препятствия...