Протоиерей Димитрий Смирнов: «К советской модели национальной политики возвращаться не надо»
Представители РПЦ считают, что граждан нашей страны надо называть не «россиянами», а русскими…
10 февраля в Уфе прошло заседание президиума госсовета по проблемам преодоления ксенофобии и укрепления национального единства. Как сообщила газета «Ведомости», в докладе в качестве образца национальной политики предлагается советская модель, предполагавшая создание из многих народов единой нации — «советского народа». Отмечается, что после распада СССР возник идеологический вакуум, который стал заполняться этническим национализмом.
Предлагается по советскому опыту стремиться к тому, чтобы жители страны на вопрос о том, какая у них национальность, отвечали: «россиянин», при желании добавляя: «россиянин татарского происхождения». Таким образом, гражданская национальность будет отделена от этнической: в политической плоскости будет существовать только гражданская национальность «россиянин», а этническое происхождение может учитываться лишь в плане культурного развития.
До 1917 года общим названием подданных империи было «русские»: для обозначения этнической принадлежности использовалось слово «великоросс». Левитана называли русским художником, Багратиона — русским полководцем, и никого не смущало их этническое происхождение.
При большевиках оно вышло из употребления, слово «русский» стало обозначать именно этнос, а в качестве общего понятия, объединяющего граждан страны, стало использоваться слово «советский».
После падения Советской власти и распада СССР возникла нужда в новом понятии, обозначающем граждан России безотносительно к их этническому происхождению. Тогда в официальном языке появилось слово «россиянин», прежде употреблявшееся только как синоним слова «русский» в высоком стиле.
Вернуться к дореволюционному словоупотреблению (то есть называть всех граждан России русскими, а для обозначения этничности вернуть слово «великоросс») предлагал известный публицист Максим Соколов в своей давней — еще 2007 года — статье «Как выйти из грамматической ловушки». Он отмечает, что ни на одном другом языке противопоставление «русский — российский» не передается: «Немцы, в 1941—1945 гг. называя русских Иванами, не делали никакого различия между грузинскими, татарскими и великорусскими Иванами. Да и сегодня. за границей. чиновников ничуть не интересует, какая фамилия в паспорте: Иванов, Хабиров, Шевченко или Вайсберг. Для них существенно, что на обложке двуглавый орел, следственно, податель документа — русский».
Соколов отмечает, что «возвращение к естественной норме делает страшные призывы простыми трюизмами. „Россия — русская земля“ — само собой. „Русский, вперед!“ — так не назад же. „Россия — для русских!“ — а для чьих еще подданных, если не русской державы? Если же кто желает связать эти совершенно нормальные призывы с исследованием крови — это совсем другой разговор. Это бунт против спокойствия русской державы, влекущий за собой по закону неприятные последствия. Тут вполне уместен лозунг „России — русский порядок!“, предписывающий сажать в тюрьму тех, кто натравливает одних русских на других», — пишет он.
«Как вы полагаете, нужно ли добиваться, чтобы представители разных народов прежде всего считали себя гражданами России? Как должна называться эта наднациональная общность — „русскими“, или „россиянами“, или как-то иначе? Как следует воспитывать в людях чувство принадлежности к ней?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что в Китае тоже живут сто разных народов, но всех называют китайцами. «И в нашей стране все — русские: и наши армяне, и наши татары, и наши евреи. Мы все — русские. Вот, например, наш еврей приезжает в Израиль, но его там называют русским. И в Америке наших русских евреев называют „русской мафией“. И во всем мире, независимо от национальности, нас называют русскими. Потому что мы так и должны называться», — сказал он. «А „россиянин“ — какое-то неподходящее, по-моему, самоназвание. Да и плохо оно приживается», — отметил отец Димитрий. «К советской модели национальной политики возвращаться не надо. Она себя не оправдала. Ориентироваться надо на Российскую империю, где и Даль, и Мелик-Пашаев, и Юсупов, и Фонвизин, и Бенкендорф — все были русскими. А кто из немцев, кто из татар, никого особо не волновало», — напомнил священнослужитель.
«Сейчас нужно всячески поддерживать государствообразующий народ, его культуру. Тогда смогут нормально развиваться и межнациональные отношения, и все наши культурные и религиозные традиции. Если же государствообразующий народ будут унижать, гнобить, то исчезнет и само государство. Это очевидный факт», — заключил он.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что действия, направленные на укрепление национального единства, можно только приветствовать. «Безусловно, все люди, живущие в нашей стране, должны осознавать себя гражданами единого государства. И это общерусское сознание нужно, конечно, поддерживать», — сказал он. «Русский» — это национальность в западном смысле слова, гражданская национальность, но внутри каждый может указывать и свою этническую принадлежность. По-моему, это нормально", — считает отец Александр. «Безусловно, объединяющим нас началом является общекультурная основа, включающая в себя все богатство, в первую очередь, русской культуры. И если граждане России не будут знать Пушкина, Толстого, Достоевского, то и единства не будет. При этом должны нормально развиваться и национальные культуры. Так, в национальных школах должны в равной степени хорошо преподаваться как русская литература, так и литературы национальные. Это и будет способствовать укреплению национального единства», — заключил он.
Иерей Антоний Скрынников, клирик Калмыцкой епархии, считает, что нужно возвращаться к термину «русский». «Он более точно отражает восприятие нашего народа. Совершенно непонятно, почему это слово стало вызывать какие-то подозрения. Почему люди боятся заявить вслух, что они русские? Потому что либеральные правозащитники тут же устроят крик и назовут вас шовинистом или ксенофобом», — сказал он. — «И мне грустно и обидно, что слово „русский“ стало изгоем. В свое время в одной энциклопедии мне попалась статья о выдающихся поэтах. При этом Абай Кунанбаев был назван великим казахским, а не казахстанским поэтом, Гете — великим немецким, а не германским поэтом, и лишь русские поэты были названы российскими. Почему?»
«Я думаю, здравомыслящий человек, живущий в России, не обидится, если его назовут русским. Обратите внимание на название нашей Церкви: Русская Православная. А ведь она объединяет не только славян. Есть верующие китайцы, калмыки, буряты, татары и представители других национальностей. При этом у них не возникает мысли требовать создания многочисленных автономных церквей с национальным названием», — продолжил священник.
«Нужно понять, что русский — это не набор генов. Это прежде всего вера, патриотизм, особое мироощущение. Мы можем вспомнить африканские корни Пушкина. Но ведь с малых лет мы гордимся им и называем его русским. Трудно перечислить всех людей, которые были русскими по духу, но не по происхождению. Достаточно упомянуть поэта Лермонтова, составителя словаря русского языка Даля, графа Келлера, генерала Ренненкампфа, генерал-адъютанта Гусейн Али Хана Нахичеванского. Можно и не ходить так далеко, а просто назвать имя Виктора Цоя, на творчестве которого выросло не одно поколение», — перечислил отец Антоний.
«Термин же „советский человек“ с самого начала нежизнеспособен. Это была попытка лишить людей их национальности, истории, унифицировать всех под коммунистический стандарт. И это затея держалась на штыках советской власти. Но как только эта власть рухнула в 90-е годы, все тут же вспомнили свою национальность. Наверное, исключением стали только те русские, которые готовы быть россиянами», — заключил он. Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «К советской модели национальной политики возвращаться не надо» Представители РПЦ считают, что граждан нашей страны надо называть не «россиянами», а русскими...