Протоиерей Алексий Агапов: Проблему церковного календаря придумали и теперь охают и ахают
В день Нового Года по юлианскому календарю священнослужители РПЦ размышляют о «старом» и «новом» стиле…
Сегодня 2011 год от Рождества Христова наступил и по «старому стилю» — по юлианскому календарю, по которому жила Российская империя и который сохраняет Русская Православная Церковь (как и еще некоторые поместные Православные Церкви).
С конца декабря по начало января разница календарей делается в России особенно ощутимой. Новогодние праздники, которые за советский период стали самыми любимыми в народе, приходятся на самое строгое время православного Рождественского поста (до революции Новый год был, во-первых, праздником второстепенным, а во-вторых, приходился на и без того праздничное время Святок).
Это противоречие между церковным и гражданским календарями уже не раз обсуждалось. «Слева» звучат призывы к Русской Церкви перейти на «новый стиль», как это уже сделали многие другие поместные Церкви (правда, некоторые из них заплатили за это расколом). «Справа» призывают потребовать, чтобы государство вернулось к юлианскому календарю.
«Считаете ли вы это противоречие календарей серьезным? Как его, на ваш взгляд, следовало бы разрешить?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников считает, что в расхождении церковного и гражданского календарей есть и положительные стороны. «Конечно, когда у большинства праздник и веселье, то многим хотелось бы к этому присоединиться и стать „как все“. А вот у нас, действительно, в это время строгий пост. Что же делать? Но, может быть, это единственный день в году, когда мы можем осознать, что мы не „как все“, что мы действительно „не от мира сего“. Так что по-своему такая ситуация для нас не так уж и плоха», — сказал он. «Здесь еще надо учесть, что вопрос о переходе на новый стиль не так уж прост, как кажется. И дело здесь даже не в том, какой календарь лучше. Речь идет о сохранении нашего церковного единства. Разделения и расколы в церковном народе нам не нужны. Наше священноначалие поступает очень мудро, не торопясь ставить этот вопрос в повестку дня», — добавил отец Владислав.
Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова протоиерей Сергий Махонин также не считает календарную проблему особенно острой. «Лично для меня никакой проблемы в этом нет. С христианской церковной точки зрения гражданский Новый год — праздник очень условный, и отмечать его до Рождества Христова нелогично. Ведь именно Рождество Христово стало началом нашей новой эры», — сказал он. «Хотя, конечно, приходится слышать и жалобы на некоторый дискомфорт. Ведь многие привыкли встречать Новый год по новому гражданскому календарю, а возвращаться к традиции все-таки еще тяжело», — признался отец Сергий. «Но стоит напомнить, что люди, пришедшие к власти в результате революции, сознательно разрушали христианские традиции и связанные с ними духовные основы общества. Будем надеяться, что современное государство вернется к нравственным принципам, закрепленным в христианской традиции», — заключил он.
Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко уверен, что Русской Церкви, во всяком случае, переходить на новый стиль не следует. «Изменение традиции, древней и освященной многими поколениями великих духовных и святых людей, повлечет за собой массу негативных последствий. А в нашем обществе и без того накопилось множество причин для напряжения и неудовольствия. И ничего хорошего вмешательство в календарную сферу нам не принесет», — сказал он. «Святые отцы Первого Вселенского собора выбрали именно этот календарь, прекрасно понимая, что у него есть и определенные недостатки. Но на практике эти недостатки значительно перевешиваются его преимуществами. В нашей современной ситуации уж лучше потерпеть немного эти, на самом деле не такие уж и серьезные, неудобства. Нужно просто жить и радоваться и благодарить Господа за то, что имеем, за то, что мы являемся чадами Русской Православной Церкви. И Господь увидит наше смирение и возблагодарит нас. Господь никогда в долгу перед человеком не остается. Это мы всегда в долгу перед Господом», — добавил протоиерей.
Того же мнения придерживается и настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области протоиерей Алексий Агапов. «Я считаю, что выход из создавшегося положения искать не нужно. Собственно, проблемы здесь и нет. Точнее, люди, в том числе и некоторые православные, зачем-то выдумали эту проблему и теперь охают и ахают: как же этот дискомфорт преодолеть, как же Новый год во время поста справлять, может, календарь поменять?» — сказал он.
«Но безошибочных календарей не бывает. Может быть, есть какие-то недостатки и в нашем церковном календаре, но достоинств в нем гораздо больше, и он прекрасно работает. И если вдруг поменять его даже на самый точный и современный календарь, то еще неизвестно, будет ли он работать и сможем ли мы по нему жить. Если Богу будет угодно поменять порядок вещей, Он обязательно даст знак. Но мне пока ничего о подобном знамении не известно», — прибавил отец Алексий. Русская линия
Протоиерей Алексий Агапов: Проблему церковного календаря придумали и теперь охают и ахают В день Нового Года по юлианскому календарю священнослужители РПЦ размышляют о «старом» и «новом» стиле...