В Санкт-Петербурге прошла международная конференция…
29 октября 2010 года в Санкт-Петербургском государственном университете прошла международная научно-практическая конференция «Религия в современной системе международных отношений», сообщает Патриархия.ру. Традиционный форум, который уже в шестой раз организовывает факультет международных отношений СПбГУ, в этом году был посвящен теме «Духовное и светское в международных отношениях». В работе конференции приняли участие ученые, религиозные и общественные деятели, студенты и аспиранты из России, Украины, Польши, Финляндии.
Пленарное заседание открыл заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) выступлением на тему «Светскость и секуляризм в мировой политике». Представитель ОВЦС предложил проводить различие между понятиями «секуляризм» и «светскость»: «Если первый термин, скорее, обозначает определенную мировоззренческую позицию по вопросу присутствия религии в публичной сфере, то под светскостью было бы правильно понимать один из принципов организации политической сферы, который ориентирован на равноправное участие представителей различных мировоззрений, в том числе религиозного, в общественном строительстве». По его мнению, светскость по своей сути ничего антирелигиозного не имела и не имеет. «Этот термин означает, что государственное управление имеет самостоятельные от религиозных институтов задачи и что им не должны заниматься священнослужители, — отметил отец Филипп. — Принцип светскости также обеспечивает равноправие всех граждан независимо от их религиозных верований и мировоззренческих предпочтений, поэтому он рассматривается как важнейший элемент современного института гражданства. Таким образом, принцип светскости — это технический принцип, который призван обеспечивать равноправие и справедливое участие людей разных мировоззренческих взглядов в общественном строительстве».
С другой стороны, подчеркнул священник, «секуляризм, имея некоторые черты светскости, отличается от нее тем, что он негативно относится к религии, при этом причины негативного отношения могут быть разными — от эмоциональных реакций до систематически изложенных взглядов». Игумен Филипп полагает, что у секуляризма есть несколько характерных черт, которые и позволяют его отличать от светскости: «Во-первых, секуляризм не рассматривает религиозное мировоззрение как источник для формирования универсальных норм общественной жизни, но стремится навязать ему свои позиции, например, относительно человеческой природы. Во-вторых, любое присутствие религии в публичной сфере с ее опознавательными чертами (молитвенные действия, символы, одежда) рассматриваются представителями секуляризма как нарушение свободы людей других мировоззрений и взглядов. В-третьих, секуляризм нередко поощряет создание негативного образа религиозных организаций и вообще религии. В-четвертых, секуляризм стремится поддержать образ религии как источника конфликтов и насилия в обществе и замалчивает ее положительное воздействие на общество. В-пятых, секуляризм стремится подменить религиозные понятия светскими терминами».
В заключение заместитель председателя ОВЦС обратил внимание аудитории на то, что секуляризм очень часто выдает себя за светскость: «Секуляризм можно всегда отличить от светскости по агрессивной и дискриминационной позиции в отношении религии в публичном пространстве, тогда как светскость, по сути, направлена на включение в общественное строительство людей различных мировоззрений, в том числе религиозных, пропорционально присутствию и роли их представителей в обществе, при том понимании, что не происходит смешивания государственного и религиозного аппарата и функций».
Проректор по научной работе Костромской духовной семинарии Г. В. Андрианов сделал доклад на тему «Международное обязательство Российской Федерации по возвращению национализированного имущества религиозным организациям». Декан факультета иностранных студентов Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Кирилл (Зинковский) осветил тему «Христианская традиция как основа миротворчества и информационной безопасности». Русская линия