О. Андрей Кураев: «Не вижу оснований прилагать слово „национализм“ в ругательном смысле к нашим украинским епископам»
Профессор Московской духовной академии дал интервью, в котором ответил на ряд вопросов украинских читателей…
«Во-первых, Украинская Православная Церковь является самоуправляющейся Церковью. Поэтому никакой зарубежный центр не может изымать граждан Украины, пусть даже они в сане епископов, и куда-то ссылать за пределы других государств. Второе: слово „национализм“, я чувствую, очень своеобразно понимается автором этого вопроса. Я тоже не знаю, что такое „национализм“. Если это — любовь к своему родному языку, культуре, народу, то что же в этом плохого? Это отнюдь не является грехом для епископа», — заявил в интервью ИА «Новый Регион» протодиакон Андрей Кураев, отвечая на вопрос одного из читателей агентства, «не планирует ли наша Церковь. бороться с ..проявлением „украинского“ национализма» и «когда наведет порядок и сошлет этих епископов (сочувствующим националистам, — ред.) хотя бы в Соловецкий монастырь на покаяние?»
«Если же автор вопроса связывает слово „национализм“ с каким-то превознесением одной нации над другой — то, честное слово, я не знаю таких украинских епископов, ни одной проповеди, где украинский архиерей нашей Церкви сказал, что, вот, „украинцы умнее русских“, „украинцы добрее евреев“ или что-то подобное», — заявил отец Андрей.
«Я думаю, что автор такого вопроса очень вольно трактует историю», — заявил профессор МДА, отвечая на очередной вопрос: «Москва получила патриаршество не весьма законным способом, зачем же мешать становлению Украинской церкви (патриархата) и считать это становление незаконным?»
«Для начала, скорее всего, он путает два вопроса: объявление автокефалии Московской митрополии, ее независимости от Константинополя, и второй — возведение Московского митрополита в ранг Патриарха, — отметил отец Андрей. — Что касается первого, то да, действительно, московский епископат объявил свою независимость от Константинополя без согласования своей позиции с Константинопольским Патриархом. Но здесь надо учесть, что в ту пору не было в Константинополе православного Патриарха. А были униаты у власти. То есть, просто дальняя епархия, не подвластная византийскому императору, и поэтому свободная от его политических нужд и замыслов, смогла сохранить Православие вне зависимости от политической конъюнктуры. Поэтому когда в Константинополе исчезла православная иерархия в результате принятия унии, Русская Церковь изгнала из своих пределов кардинала Исидора, — митрополита, ставшего кардиналом и подписавшего унию во Флоренции. И тогда Русская Церковь решила самостоятельно управлять своей внутренней духовной жизнью».
«Может быть, потом у Константинополя и было некое недовольство (когда он и сам, в конце концов вернулся к Православию), но, надо сказать, что никогда церковное общение и общение в Таинствах не прекращалось, — подчеркнул протодиакон. — Другие восточные Патриархи посылали своих послов в Москву, сослужили и так далее. То есть, не было литургическо-канонической изоляции у Московской Церкви в ту пору, не было той ситуации, в которой стоит Филарет уже 20 лет».
Отвечая на вопрос, «можно ли ожидать в ближайшее время, что многочисленные раскольники на Украине одумаются и вернутся в лоно Матери-Церкви?», отец Андрей заявил: «Признаюсь, мне очень трудно ответить на этот вопрос. Потому что я не знаю этих людей. Я даже не слежу за их Интернет-сайтом или прессой. Поэтому не знаю настроений, какие у них есть. Очень важно понимать, как-то или иное событие выглядит в глазах другой стороны». Русская линия
О. Андрей Кураев: «Не вижу оснований прилагать слово „национализм“ в ругательном смысле к нашим украинским епископам» Профессор Московской духовной академии дал интервью, в котором ответил на ряд вопросов украинских читателей...