«Пусть эти деятели занимаются „эстетикой“ в местах не столь отдаленных»
Православные священнослужители о хулиганской выходке «художников» из арт-группы «Война», перевернувших в Петербурге несколько милицейских машин…
16 сентября молодые люди, именующие себя художниками из арт-группы «Война», устроили у Михайловского замка в Петербурге «акцию «Дворцовый переворот», перевернув несколько милицейских машин. Они начали с того, что, заблокировав велосипедными замками главные ворота Михайловского замка и заперев боковые входы, перевернули стоявшую у замка «девятку» ДПС под предлогом того, что сын одной из участниц группы закатил туда мячик. После этого несколько десятков активисты «Войны» прогулялись по набережным Мойки и Фонтанки, переворачивая по пути милицейские машины. По словам самих участников «акции», на каждую машину у активистов уходило всего по 9 секунд. В результате задержать хулиганов милиционеры просто не успели.
Сами молодые люди рассматривают свои действия как своего рода агитационный спектакль — в данном случае ритуальное надругательство над представителями власти. Ломающиеся при переворачивании «мигалки», по их словам, символизировали «превращение зла в добро».
Напомним, в июне те же «художники» нарисовали огромный фаллос на Литейном мосту. Когда мост развели, фаллос высотой 65 метров оказался прямо напротив здания Управления ФСБ Петербурга. Один из участников акции отделался за это штрафом за хулиганство. А первую скандальную известность им принесла «акция» с публичным групповым совокуплением в Государственном биологическом музее имени Тимирязева.
«Как, на ваш взгляд, государство и общество должны реагировать на «художественные акции» такого рода?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма св. Архангела Михаила в г. Талдом Московской области протоиерей Илия Шугаев считает, что нарушения общественного порядка должны жестко пресекаться вне зависимости от того, в качестве чего их преподносят. «Если у этих молодых людей есть некая благородная цель, то можно было бы к ним прислушаться. Но раз они пускаются на хулиганство, нарушение общественного порядка, значит, они не могут изложить эту цель какими-то нормальными способами. Может быть, они и пытаются выразить некий протест, но он не сформулирован, ничего вразумительного они не требуют. А раз они не могут точно высказать, чего хотят, то лучше и не высказываться», — сказал он.
Руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ протоиерей Димитрий Струев полагает, что авторы акции «не дотягивают» до звания борцов с социальной несправедливостью.
«Если бы не «акция» с публичным развратом и прочие мерзости в послужном списке этих граждан, можно было бы в связи с этой ситуацией порассуждать о проблемах взамоотношений общества и правоохранительных органов. Однако тут, судя по общему контексту «деятельности» хулиганов, проблема «общество — милиция» лишь используется ими для саморекламы» — заметил он.
«Похоже, что это группа людей, одержимых болезненной формой тщеславия — эту страсть они пытаются удовлетворять с помощью эпатажа. Поэтому анализировать будто бы имеющийся в их «акциях» политический смысл значило бы трудиться над выполнением не оплаченного ими заказа», — полагает священник. «За хулиганство они должны отвечать в соответствии с уголовным кодексом. Однако гораздо большим наказанием, чем, например, исправительные работы, для них было бы полное игнорирование со стороны СМИ. И очень жаль, что применить к ним эту меру наказания практически невозможно», — заключил священник.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко с грустью отметил, что наше общество пребывает в состоянии глубокого сна и практически не способно реагировать на что бы то ни было. «Нужны какие-то мощные потрясения, нужно буквально отнять у него кусок хлеба. Тогда только оно проснется и загудит», — сказал он. «Государство тоже, мягко выражаясь, не слишком эффективно. Это касается и политики, и экономики. Оно, конечно, может бить дубинкой по голове. Но разве это выход?» — заявил протоиерей.
«И государство, и общество первым делом должны проснуться. Сановники должны, наконец, вспомнить, что по своему первоначальному определению государство должно защищать интересы всех граждан (а не только некоторых), — к сожалению, мало кто из них об этом помнит. И это должно быть закреплено договором. Тогда, может быть, и медленно, но начнется выздоровление», — считает отец Борис. «Если же этого не произойдет, то молодые люди под видом «арт-движений» так и будут ниспровергать и оскорблять символы государства и шокировать общество», — заключил он.
Настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов считает, что хулиганство остается хулиганством, даже если под него подводят теоретическую базу. «На действия хулиганов нужно реагировать как на действия хулиганов. Если они переворачивают машины, не важно, милицейские они или частные, преследуя при этом какие-то «эстетические» цели, то пусть занимаются эстетикой в местах не столь отдаленных. Если какой-нибудь «художник» оскорбляет общественную нравственность, вообразив себя собакой, — скачет голышом и кидается на людей — его нужно лечить в специальном учреждении. Статья УК за порнографию остается таковой, несмотря на то, что люди, устраивающие порнографические акции, считают их эстетически значимыми», — жестко сказал священник.
«Применение соответствующих статей УК в отношении таких «художников» подействует отрезвляюще и привнесет элемент реализма в нынешний постмодернизм», — иронически добавил отец Максим.
Насельник Московского Данилова монастыря игумен Гермоген (Ананьев) отметил, что подобные «акции» никакого отношения к художественному творчеству не имеют. «Это самое настоящее хулиганство. А на хулиганство и нужно реагировать соответствующим образом», — сказал он.
«Свобода самовыражения, выходя за определенные рамки, превращается в обычное безобразие, которое нужно просто пресекать. А со стороны общества подобные акции должны подвергаться резкому осуждению. По-моему, это нормальная реакция», — заключил отец Гермоген.
Председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) считает, что людям, желающим заявить о себе, следовало бы заниматься добрыми делами, являть милосердие. «Если этим молодым людям не нравится ситуация в государстве, пусть сделают что-то, чтобы изменить ее к лучшему. Например, они могли бы пойти во власть, добиваться разных руководящих постов и действовать», — сказал он.
«Здесь же мы видим просто бесчинство. Чем им милиция так не угодила? Сегодня они переворачивают милицейские машины, завтра начнут переворачивать кареты «Скорой помощи», послезавтра перекинутся на простых жителей, пойдут громить квартиры, их примеру последуют другие «активисты» и начнется настоящая анархия. И так обстановка сейчас напряженная, не надо лишний раз людей озлоблять», — заявил отец Платон.
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш)не видит в акции переворачивания милицейских машин ничего кроме уголовщины. «Такого рода «творчество» должно быть оцениваемо только с позиции уголовно-процессуального кодекса. Все рассуждения о нем как об «экстравагантном почерке в искусстве» или как о «социальном протесте, оформленном в виде инсталляции» и т. п., на мой взгляд, беспочвенны и бессмысленны», — заметил он.
«Если бы я начал абстрактно философствовать о «мотивации» вора, насильника или торговца наркотиками, то мне бы мои же коллеги по священноначалию предложили пойти и проспаться. И правильно, — не надо морочить людям голову!», — заключил отец Макарий.
Клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов полагает, что акция «Дворцовый переворот» свидетельствует о социальных проблемах, которые нельзя игнорировать. «Понятно, что произошедшее — чистой воды хулиганство. Но за ним стоят какие-то причины, какие-то внутренние социальные процессы. Поэтому, на мой взгляд, власти должны это учесть и прибегнуть не только к палочным мерам «беседы» с такими людьми, но и к непосредственному диалогу. Надо пригласить зачинщиков акции и поинтересоваться, зачем они это сделали и чего хотели добиться», — полагает отец Сергий.
«Хочу заметить, что случай такого противления не единичный: достаточно вспомнить недавнюю трагедию с приморскими партизанами. Поэтому этот разговор был бы чрезвычайно важен как попытка власти прислушаться к народу», — подытожил священник. Русская линия
«Пусть эти деятели занимаются „эстетикой“ в местах не столь отдаленных» Православные священнослужители о хулиганской выходке «художников» из арт-группы «Война», перевернувших в Петербурге несколько милицейских машин...