По мнению наместника Сретенского монастыря, есть большая опасность в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем болезненные моменты церковной жизни…
«Сейчас в определенном смысле стало хорошим тоном в православных кругах говорить, что человек замолился: правила читает, каноны, кафизмы, слишком благочестив. Это произносится как диагноз. Но мы берем на себя роль судей большей частью не от избытка дара духовного рассуждения. А чаще от наших собственных маловерия, лености и себялюбия», — говорится в интервью ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), опубликованном на сайте «Православие и мир».
«Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам, — отмечает отец Тихон — „Православнутый“ и „православие головного мозга“ — эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только „свои“. Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений».
Таким образом, по словам отца наместника, «мы приходим к цинизму, а по сути к истокам той самой болезни теплохладности, которой заражены христиане со времен Лаодикийской церкви». «Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения, — уверен отец Тихон. — Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: „Как здорово было в 60−70-е годы, какая была вера!“. Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. „Православнутый“ — это наверняка было бы что-то из стана противника. О православии головного мозга мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!»
Отвечая на вопрос, почему так происходит, архимандрит Тихон подчеркивает, что это связано с тем, что «люди зашли в Церковь, но полюбили ее лишь отчасти». «И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшим презрением относятся к православию. С ними начинается страшная болезнь предательского цинизма, сродного поступку Хама. И люди вокруг заражаются этим так или иначе. А ведь мы действительно единый организм — Церковь, поэтому этой болезни надо как-то противостоять».
«Когда с подобного рода вещами православные сталкивались в советские годы, то понимали, что это „от врагов наших“, „от супостатов“. Сейчас уроки презрения и высокомерия все чаще преподаются людьми церковными. А мы знаем горестные плоды этих уроков, — продолжает он. — Остается вспомнить только слова святителя Игнатия, который говорил, что „Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею“. Но дальше он пишет: „Устранись, охранись от него сам“. Не будь циником».
«В основе цинизма, как бы он не оправдывал себя, только одно — неверие, — отимечает отец Тихон. — Люди перестают замечать, что они потеряли веру. Циники вошли в Церковь, живут в ней, привыкли и выйти из нее не очень-то хотят, потому что все уже привычно. Да и как на это посмотрят со стороны? Очень часто цинизм — это болезнь профессионального православия». Русская линия
О. Тихон (Шевкунов): Циники вошли в Церковь По мнению наместника Сретенского монастыря, есть большая опасность в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем болезненные моменты церковной жизни...