Православные священнослужители разошлись во мнениях по поводу высылки цыган из Франции…
19 августа началась массовая депортация болгарских и румынских цыган из Франции. К концу августа планируется выслать около 700 цыган. Депортация продолжается и в сентябре, сообщает Regions.Ru. Болгария и Румыния входят в ЕС, но пока еще находятся за пределами шенгенской зоны, так что формально, Франция имеет право высылать нарушителей правил пребывания на своей территории.
Причиной депортации стало недовольство жителей, оказавшихся невольными соседями цыганских таборов: появление нелегальных лагерей цыган оборачивается антисанитарией и ростом числа правонарушений — краж, попрошайничества, приставания к прохожим, проституции и т. п. Полиция оказывается практически бессильной. Вместе с тем, эти меры были восприняты правозащитниками как нарушение прав человека и навлекли на президента Николя Саркози гнев общеевропейских структур и французских левых.
«Как бы вы прокомментировали высылку цыган-нелегалов из Франции? Допустимо ли, на ваш взгляд, применение принципа коллективной ответственности, и если да, то в каких случаях?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма Воскресения в Кадашах протоиерей Александр Салтыков относится к депортации цыган из Франции с непониманием и неодобрением. «Цыганский вопрос» уже пытались однажды решить, — правда, более радикальными средствами, но опираясь при этом именно на принцип коллективной ответственности. Так что сравнение Саркози с Гитлером напрашивается само собой", — сказал он.
«Оказывается, что западный мир либо не способен, либо не желает решать сложные этнокультурные проблемы, когда нужна серьезная работа по социальной и культурной адаптации или ассимиляции и одними призывами к толерантности не обойтись», — отметил протоиерей.
«А цыганский этнокультурный феномен действительно очень сложен и интересен. Это особый тип сознания кочевого народа со своими особыми обычаями и традициями. Но для этого народа почему-то не находится достойного места в западной цивилизации», — добавил он.
«Конечно, это внутреннее дело Франции. А у нас и своих проблем хватает. И на первом месте — проблема выживания нации. Но для решения всех проблем, в том числе и проблем межнациональных и межкультурных отношений, мне лично представляется бесценным опыт Российской империи», — заключил отец Александр.
Руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге протоиерей Артемий Скрипкин полагает, что право исходить из коллективной ответственности принадлежит только Богу.
«Мы наблюдаем случай, когда законодательство ЕС вступает в противоречие с законодательством национальным. Во Франции скоро выборы, и Саркози приходится идти навстречу своим избирателям, даже наперекор мнению руководства ЕС», — сказал он.
«Коллективная ответственность — это мера, которая применяется обществом с глубокой древности. В ветхозаветной истории целые народы карались Богом за преступления против веры или отдельных людей. Вопрос лишь в том, кто из смертных может взять на себя право от лица Бога вещать о вине какого-то народа? В недавнем прошлом были такие прецеденты. Как мы помним, Гитлер и Сталин не гнушались подвергать преследованию целые народы», — заметил священник.
«С другой стороны, этническая преступность — это болезнь многих крупных государственных образований. В нашем государстве в последнее время стало принято замалчивать эту острую тему. Но, если мы будем бояться говорить об этом, то проблема не исчезнет, а напротив только разрастется. Поэтому, я считаю, что вопрос этнического криминала должен широко обсуждаться общественностью и решаться всем миром сообща», — заключил отец Артемий.
Настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко) считает высылку нелегалов из страны совершенно естественным шагом. «Рост преступности в связи с пребыванием в стране нелегалов — достаточно серьезный повод для этого. Применение принципа коллективной ответственности в данном конкретном случае представляется мне совершенно обоснованным. Так что действия Н. Саркози и французского правительства я полностью поддерживаю», — сказал он.
«Эта проблема очень актуальна и для нас. Наша милицейская статистика свидетельствует о связи определенных видов преступлений с определенными этническими группировками — в том числе и с нелегалами. Просто большая часть общества об этой статистике ничего не знает. Если человек не хочет соблюдать законы страны, в которую он приехал, и не уважает ее культурные и национальные традиции, то ему не место в ней», — заключил отец игумен.
Настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района священник Игорь Шумилов считает, что французам остается только посочувствовать. «Проблема нелегалов действительно очень сложная. Если представитель того или иного нелегального сообщества совершает преступление, то тень, естественно, падает на все это сообщество. К каким бы способам решить эту проблему ни прибегало правительство, число сторонников и противников этих мер будет примерно одинаковым», — полагает он.
«Проблема нелегалов актуальна и для нас, особенно в связи с преступностью. Уже ни для кого не секрет, что определенные виды преступлений, например, распространение наркотиков, в общественном сознании достаточно жестко связываются с конкретными этническими группами и нелегалами», — отметил священник.
Настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома священник Илия Шугаев считает, что если саморегуляция общества нарушена изнутри, ее следует корректировать извне. «Бывает, что применение принципа коллективной ответственности действительно оправдано. Все зависит от ситуации», — сказал он.
«Любое общество должно обладать механизмом саморегуляции. Если есть нарекания на каких-то его членов, значит это сообщество, в данном случае цыгане, должны сами разобраться в том, кто их позорит, и этих людей примерно наказать», — подчеркнул священник. «В случае, если такая система самоконтроля не работает, применение меры коллективной ответственности, пожалуй, логично», — заключил отец Илия. Русская линия