Православные священнослужители о 30-летии со дня кончины Владимира Высоцкого…
25 июля исполнится 30 лет со дня кончины Владимира Высоцкого. С конца 1960-х и до середины 1980-х Высоцкий был, пожалуй, самой популярной личностью в России. Катушки (а позже — кассеты) с его песнями были практически у каждого владельца магнитофона. Изредка появлявшиеся пластинки-«миньоны» сметали с прилавков. Фильмы с его участием автоматически становились популярными. На его концерты и на спектакли с его участием прорывались всеми правдами и неправдами. Его смерть миллионы людей пережили как личную трагедию.
«Как вы относитесь к творчеству Высоцкого? Значима ли его личность для вас? Какие его песни вы любите больше всего?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов считает Высоцкого глубоко знаковой фигурой нашей культуры 60-х — 70-х годов двадцатого века. «Самой замечательной чертой в творчестве Высоцкого была, по-моему, способность с помощью усвоенных народом афористичных формул изображать нашу советскую действительность с такой иронией и сарказмом, как никто другой. При этом он был выразителем не столько протеста, сколько именно иронии по отношению к советской действительности», — сказал он.
«В то же время у него было очень глубокое человеческое чувство добра и справедливости. Он обладал даром сочувствия к каждому человеку. В этом смысле можно сказать, что он христианский поэт», — добавил священник. «Огромен его вклад в авторскую песню. С одной стороны — лирика Окуджавы, мир интеллигенции. С другой стороны — песни Высоцкого: мир и простых работяг, и людей трудных и нескладных, и тех, кто выпить не прочь. Но Высоцкий и Окуджава не противостояли друг другу, а описывали нашу непростую советскую жизнь с разных сторон», — заключил отец Александр.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает вклад Высоцкого в отечественную культуру искусственно преувеличенным. «Не знаю, может быть, он был талантливым актером. Но я бы не назвал его даже просто хорошим поэтом. Обидно, что сердца миллионов отданы художникам не самого высокого уровня», — сказал он.
«Я прекрасно понимаю, что с моим мнением многие не согласятся, у нас ведь доходят уже до какого-то обожествления Высоцкого. По-моему, намного ценнее для русской культуры личность, например, Александра Галича и, тем более, таких действительно великих поэтов, как Борис Пастернак и Анна Ахматова. Но в СМИ о них почему-то говорят мало, и народ их практически не читает», — добавил отец Борис.
Клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов полагает, что не стоит изображать Высоцкого ни богоборцем, ни святым. «При упоминании имени Владимира Высоцкого мне на память сразу приходит песня „Скалолазка“ в аранжировке Гараняна. Очень люблю также „Охоту на волков“, цикл „Очи черные“ („Во хмелю слегка..“ и „Что за дом такой?..“) и многое другое», — сказал священник.
«Высоцкий был человеком непростым. И мне кажется неправильным делать из него чуть ли не спасителя России. Он был человеком сложной судьбы. Мучался из-за своей гордыни и пьянства. Ведь он сам о себе написал: «Во мне живёт мохнатый злобный жлоб», — напомнил он.
«У нас в церковных кругах встречаются попытки так или иначе «пристегнуть» знаменитостей советского времени к Церкви. В отношении Высоцкого надо придерживаться исторических фактов: он был далек от православия. Более того, в его творчестве встречаются хулиганские песни в отношении Церкви. И здесь его сатирический дар иногда переходил меру хорошего вкуса», — заметил отец Сергий.
«Важнее всего, что в его песнях прорывается правда. В стихах Высоцкого живет тоска по истине, присущая каждому человеку. Ведь даже в самых заиндевелых сердцах он что-то пробуждал. Не зря те же чиновники, которые запрещали его концерты, украдкой слушали его песни. Поэтому главное в Высоцком, — что он был человеком, который способствовал выживанию совести», — заключил он. Русская линия