«Идея „Москва — третий Рим“ — жива и её никто не отменял»
Православные священнослужители о перспективах русского мира…
20 июля начался визит Патриарха Кирилла на Украину. Накануне визита в интервью украинским СМИ Предстоятель Русской Православной Церкви вновь говорил о русском мире. (введение этого понятия в общественный лексикон — заслуга Его Святейшества). «Русский мир не означает „российский“. Тем более это не мир Российской Федерации. Это тот самый мир, который вышел из нашей общей купели — Киевской купели Крещения. Это тот самый мир, который существует на уровне веры, интеллекта, духовности и культуры. От того, что кто-то отрицает этот мир, ничего не меняется: этот мир существует, это объективная реальность», — считает Патриарх.
«Как вы думаете, есть ли будущее у русского мира — можно ли его сохранить в нынешних условиях? Как? На что здесь можно опереться?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко считает, что русский мир существует как идея. «Есть носители этого мира, прежде всего Русская Православная Церковь. И много людей сознают важность и необходимость сохранения русского мира в современных условиях. Они понимают, что существует множество сил, противодействующих этой идее», — сказал он.
«Эта идея должна стать достоянием не только избранных представителей нашего общества, но как можно большего числа наших соотечественников, наших современников. Общими совместными усилиями эта идея должна претворяться в жизнь», — считает священник.
«Главная опасность, которая нам грозит — вырождение нашей нации. Ежегодно нас становится меньше на 700−800 тысяч человек. Причем это следствие не столько высокой смертности, сколько катастрофического дефицита рождений. Чтобы эффективно развиваться, чтобы заполнять пространства нашей страны нашими соотечественниками, у нас должно рождаться порядка трех миллионов младенцев в год, а не 1,3 млн. как сейчас. Спрашивается, кто хочет рождать эти миллионы детей, и кто хочет принять их с любовью и обеспечить им нормальную радостную жизнь?» — воскликнул отец Александр.
«Мы все должны осознать катастрофичность создавшейся ситуации. Ведь если не будет носителей идеи русского мира, то не будет и самого русского мира. Мне кажется, эту проблему нужно решать в первую очередь», — заключил он.
Руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге протоиерей Артемий Скрипкин напомнил, что Москва пока ещё Третий Рим. «Действительно, сердцем восточной православной цивилизации является русский народ. Не смотря на столетний цивилизационный кризис, у нас есть основания надеяться на возрождение православной цивилизации. И к этому надо прилагать все усилия», — заметил отец Артемий.
«Хорошо, что патриарх Кирилл начал свою деятельность с важного геополитического визита на Украину. Ведь именно в этом регионе проходит рубеж столкновения европейской западной и православной восточной цивилизаций. Поэтому с точки зрения укрепления наших духовных позиций этот визит был очень значим», — подчеркнул он. «Будем надеяться, что православная восточная цивилизация выйдет с честью из кризиса идентичности и достойно ответит на все вызовы времени. Поскольку наша главная цивилизационная идея — „Москва — третий Рим“ — жива и ее никто не отменял», — подытожил священник.
Клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов полагает, что жизнеспособность идеи «русский мир» покажет время. «Русский мир» — это попытка опереться хотя бы на что-то в тяжелой ситуации, которую сейчас переживает Россия и сопряженные с нею страны. Жизнеспособность этой историософской «матрицы» покажет время. Было бы замечательно, если бы при ее вживлении удалось избежать ксенофобии и розни на национальной и религиозной почве", — подчеркнул он.
«В основе европейских демократических сообществ лежит своя определенная идея. И „русский мир“, хотя являет собой весьма условное понятие, был очерчен патриархом довольно четко и, в конечном счете, может претендовать на то, чтобы стать такой стержневой идеей нашего общества», — заключил отец Сергий.
Иеродиакон Иоанн Корниенко полагает, что либерал-патриотизм должен стать генеральным вектором развития русского мира. «Я думаю, что только от нас зависит, насколько прочно и органично русский мир станет частью европейского калейдоскопа народов и культур. И здесь надо выбрать четкую линию поведения, основную тенденцию которого я бы обозначил как либерал-патриотизм. Такое идейное направление означало бы, что мы, с одной стороны, искренние носители русской культуры и традиций, то есть всего того, что представляет лучшее в историческом опыте Руси и России; с другой стороны, мы должны быть открыты для диалога не только в рамках, обозначенных как „русский мир“, но и эффективно взаимодействовать с другими народами и культурами», — изложил свое видение проблемы отец Иоанн.
«Многие фундаменталистски и консервативно настроенные наши соотечественники бояться слова „либеральный“. Я полагаю, что это — неверный подход. Напротив, я думаю, что в этом слове заложен большой христианский потенциал, который в сочетании с разумным патриотизмом может сослужить хорошую службу русскому миру», — заключил иеродиакон. Русская линия