Давно пора отказаться от «совка», другое дело, готово ли к этому общество
Мнения православных священнослужителей разошлись по вопросу о том, нужна ли России новая «историческая доктрина»…
Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что России нужна своего рода «историческая доктрина». Он полагает, что именно так Россия должна отреагировать на многочисленные инициативы государств Восточной Европы и постсоветского пространства, которые дают свои оценки советскому периоду истории. «Проблема — в отсутствии системности в наших подходах, в нашем постоянном запоздалом реагировании на конкретные решения и ситуации, число и масштабы которых постоянно увеличиваются», — полагает Косачев.
По мнению К. Косачева, основные составляющие «доктрины» могли бы быть следующими: «Россия выполняет обязательства СССР как государства, но не отвечает ни морально, ни юридически за действия советских властей; Россия не принимает претензий политического, юридического и финансового характера в свой адрес за нарушения советскими властями положений внутреннего либо международного права, действовавших в тот период (и тем более возникших впоследствии)».
«Как вы считаете, нужен ли такой официальный документ? Оправдано ли его появление в условиях, когда в обществе нет консенсуса об отношении к советской эпохе?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Глава пресс-службы Московского Патриархата протоиерей Владимир Вигилянский полагает, что Константин Косачев абсолютно прав. «Рано или поздно следовало сделать первый шаг в этом направлении. И я его в этом полностью поддерживаю. Действительно наши нынешние власти и общество становятся подчас как бы ответственными за то, что происходило в советские времена» — сказал он. «Данная доктрина должна четко обозначить, продолжателями каких традиций мы являемся, а от чего отказываемся», — отметил протоиерей.
«Так, например, до сих пор не решён вопрос с останками Ленина. Получается, что наше современное государство, как бы приватизировав эти останки, подчеркивает свою преемственность по отношению к советскому режиму. От этого, конечно, нужно отказываться, как и от многих других вещей, которые совершенно неприемлемы для идеологии нынешнего государства», — считает отец Владимир. «Я считаю, что такая доктрина смогла бы помочь многим людям сориентироваться в сложных вопросах отечественной истории», — заключил он.
Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) считает, что «идея, предложенная Косачевым, действительно интересна». «Можно было бы подключить к созданию такого документа не только российских общественных деятелей, но и граждан нашей страны, проживающих на территориях бывших союзных республик. Можно также использовать положительный опыт Русской Православной Церкви, уже несколько лет ведущей процесс такого постсоветского примирения, как в самой России, так и в странах исторической Руси».
«В частности, сегодня ведутся переговоры с Польской католической церковью по поводу примирения России и Польши. И как раз в этом диалоге мы делаем акцент на том, что принесенные в прошлом жертвы были общими, и что оба народа по своей воле демократическим путем отказались от коммунистического строя», — заметил он.
«А ещё, мне кажется, может сыграть свою позитивную роль введение памятных дат, связанных с нашей дореволюционной историей. Ведь, к сожалению, в названиях улиц, городов и каких-то праздников до сих пор преобладает тема советской истории. Было бы хорошо всё-таки делать акцент в этом плане на тысячелетней истории Руси. Тогда, к примеру, все претензии по поводу оккупации стали бы смешны, поскольку Россия неоднократно спасала и защищала молдавский, грузинский, армянский и другие народы», — заключил отец Филипп.
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии, один из авторов «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» иеромонах Макарий (Маркиш) считает, что вопрос об «исторической доктрине» имеет два аспекта: правовой и нравственный.
С правовой точки зрения он поддерживает создание «доктрины». «Действительно, такой официальный документ никому не позволит вмешиваться во внутренние дела страны, а также на чём-то настаивать или что-то отрицать. Очень важно, что российское государство таким образом пытается консолидировать своё правовое видение, желая сформулировать его так, чтобы не приходилось каждый раз фантазировать или сомневаться в тех или иных политических и международно-правовых ходах», — отметил он.
«Что же касается этической и духовной стороны „исторической доктрины“, то здесь всё гораздо сложнее. Нравственность — это стремление быть лучше, стремление избавиться от своих грехов и прегрешений и так далее. И в данном случае никакие жесткие формулировки подобного документа не помогут. Поэтому нравственность и право в христианском видении не совпадают. И здесь можно сослаться на „Основу социальной концепции РПЦ“, пути которой подразумевают избавление от дурного наследия прошлого и всего того недоброго, что было», — заключил отец Макарий.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко отметил, что «инициативы, исходящей только от одного, — может быть, и очень умного и достойного — человека в данной ситуации всё-таки недостаточно». «Общая доктрина истории может быть принята только в том случае, если все одновременно решат, что она действительно всем нужна и необходима. Но для этого нужно найти ещё доктринальную основу, создать своего рода аксиологическую базу. А принимать или нет эту общую историческую доктрину лично — дело выбора каждого из нас», — заявил священник.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», протоиерей Максим Первозванский полагает, что время для создания такой «исторической доктрины» ещё не пришло. «Лучше было бы, если б глава страны от своего лица провозгласил те положения, которые сформулировал г-н Косачев. Но в качестве документа или государственной „доктрины“ всё-таки эти идеи пока не должны быть прописаны, поскольку, действительно, общественного консенсуса по поводу советского прошлого пока нет», — заметил священник.
«Я считаю, что нет ничего страшного, если мы каждый раз будем соответственно реагировать на разного рода выпады, в зависимости от той или иной ситуации. Ведь реагируя ситуативно, мы и проясняем наше общее общественное и государственное отношение к тем или иным фактам советского прошлого. И когда таких моментов накопится достаточно, тогда, возможно, и придёт время для создания „доктрины“», — подытожил отец Максим.
Насельник Московского Данилова монастыря игумен Гермоген (Ананьев) полагает, «само общество ещё не созрело для вынесения однозначной и объективной оценки советскому периоду». «Незрелая же и скоропалительная историческая доктрина, предлагаемая на официальном уровне, сама может спровоцировать непредсказуемую реакцию наших недоброжелателей», — сказал он.
«Безусловно, этот период нашей истории должен быть тщательно проанализирован, и у самой государственной власти должно быть ясное представление обо всех событиях этого времени. Но объективная оценка этой эпохи должна еще созреть», — заключил отец игумен.
Бессмысленным считает предложение Косачёва зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами иерей Александр Добродеев. «Вряд ли подобная „доктрина“ поможет в сложившейся ситуации, потому что Россия живёт по принципам, которые не вписывается в мировые критерии оценки жизни общества», — сказал он.
По словам священника, «Россия, прежде всего, — это духовная страна. И до тех пор, пока она не поменяет свой духовный настрой, начав жить исключительно доктринами и официальными постулатами, наше государство не будет понято в мире». «Самая лучшая для России „доктрина“, которая проверена временем, это — Православная вера. Она важнее всяких правовых норм и актов», — заключил отец Александр.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак отметил, что сформулировать современную историческую концепцию очень сложно, поскольку советские времена для многих людей ещё не кончились. «Выработать такую историческую доктрину, которая, с одной стороны, всех устраивала бы, а, с другой стороны, сыграла бы важную роль в формировании нового мировоззрения, в нынешней ситуации не представляется возможным. Должно пройти ещё какое-то время, чтобы мы все смогли объективно оценить советскую эпоху и выработать общие подходы», — полагает священник. Русская линия
Давно пора отказаться от «совка», другое дело, готово ли к этому общество Мнения православных священнослужителей разошлись по вопросу о том, нужна ли России новая «историческая доктрина»...