Игумен Филипп (Рябых): В вопросе «екатеринбургских останков» наш верующий народ проявляет мудрость
Заместитель главы ОВЦС МП прокомментировал заявление Ассоциации Дома Романовых о необходимости признания найденных останков царскими…
Не так давно в СМИ появились сообщения о том, что Ассоциация членов семьи Дома Романовых настаивает на захоронении предполагаемых останков цесаревича Алексия и Великой княжны Марии в Петропавловском соборе, а следователь СКП В. Соловьёв в очередной раз заявил о принадлежности этих останков Царской Семье. О позиции Русской Православной Церкви по этому вопросу мы попросили рассказать заместителя председателя Отдела внеших церковных связей Московского Патриархата игумена Филиппа (Рябых).
– Что касается предполагаемых останков цесаревича Алексия и Великой княжны Марии, то, очевидно, что их идентификация очень тесно связана с вопросом о подлинности «екатеринбургских останков», которые были захоронены в Петропавловской соборе. И именно поэтому в этом деле, не стоит спешить.
Известно, что как по первым останкам, так и по вторым, Церковь пока воздерживалась от каких-либо заявлений и до сих пор отказывается признавать их подлинными или неподлинными. Это связано с тем, что существует довольно много вопросов, которые до сих пор остаются непрояснёнными, а в этой ситуации делать какие-то выводы было бы крайне неразумно.
Конечно, Русская Православная Церковь канонизировала всю Царскую Семью, но если будет точно установлено, что предполагаемые останки цесаревича Алексия и Великой княжны Марии подлинные, то почитание этих останков всё равно будет неполным без почитания останков других Царственных Страстотерпцев. А вопрос о подлинности «екатеринбургских останков», захороненных в Петербурге, остаётся спорным. Св. Синод РПЦ уже давно высказался по этому вопросу, призвав продолжить исследования на эту тему.
Известно, что со времени захоронения останков в Санкт-Петербурге был проведён ряд исследований, и их результат требует осмысления. Поэтому было принято решение, что вопрос об идентификации останков Царской Семьи будет рассматриваться на Межсоборном Присутствии, этот вопрос включён в его повестку дня.
Таким образом, Церковь продолжает заниматься этой темой, но, ещё раз подчеркну, нельзя рассматривать в отдельности вопрос останков, хранящихся в Екатеринбурге, с теми останками, которые находятся в Петербурге. Эти два вопроса взаимосвязаны.
— То есть, иными словами, Церковь пока не признаёт ни первые, ни вторые «екатеринбургские останки» царскими?
— Церковь изначально говорила о том, что с её точки зрения и тогда, и сейчас ещё не были проведены достаточно убедительные исследования, которые могли бы со стопроцентной очевидностью подтвердить подлинность этих останков. При этом всё же надо понимать, что позиция Церкви заключается не в том, что подлинность останков вообще отвергается. Представители Русской Православной Церкви всегда говорили о том, что не проведены достаточно обстоятельные исследования, которые гарантировали бы, что это настоящие останки Царской Семьи. И это принципиальный вопрос, поскольку Церковь канонизировала Императорскую Семью, и в случае идентификации этих останков как царских, они, конечно, будут почитаться как святые мощи.
— Вы сказали, что этот вопрос будет рассматриваться на Межсоборном Присутствии. Тем не менее, специалисты говорят, что идентификация, сама по себе, не может быть стопроцентной — в любом случае, существует определенная вероятность ошибки.
– Действительно, вопрос идентификации останков очень сложный. Здесь есть своя доля погрешности, но, по крайней мере, для Церкви важно, чтобы эти исследования были проведены с очень высокой степенью прозрачности. Чтобы представители Церкви сопровождали все этапы исследования останков от начала и до конца. Тогда будет уверенность, что образцы для исследования взяты именно от предполагаемых останков, а не какие-то другие. Обеспечение прозрачности исследовательского процесса — это очень важное условие. Только при его выполнении Церковь сможет делать какие-то заключения.
Кроме того, в своё время Священный Синод Русской Православной Церкви предложил свои вопросы, ответы на которые помогли бы принести ясность в проблему происхождения «екатеринбургских останков». Пока эти вопросы не получили серьёзных ответов. Поэтому, несомненно, самое главное сейчас, чтобы была проведена такая исследовательская работа, в достоверности результатов которой у нас не будет никаких сомнений.
— Свидетельством подлинности тех или иных мощей или останков часто становится их особое почитание в верующем народе. В Петропавловском соборе такого почитания не наблюдается. На это, ещё будучи ректором Санкт-Петербургских духовных школ, обращал внимание архиепископ Константин (Горянов). Не кажется ли Вам, что подобного рода факты тоже следует учитывать?
– Мне кажется, что воспринимать этот факт можно по-разному. Во-первых, можно говорить о том, что захоронение предполагаемых останков Царской Семьи в Петропавловской крепости отгорожено, и люди не могут к ним приблизиться, а только издалека могут посмотреть на место погребения. Никаких возможностей для совершения даже частного поклонения там нет. Нет условий, чтобы люди могли прийти и помолиться перед останками.
С другой стороны, и это, конечно, более существенно, таким образом верующие люди проявляют серьезную сознательность и, я бы даже сказал, рассудительность, связанную с тем, насколько для них дорога память Святых Царственных Страстотерпцев. Люди просто боятся ошибиться и, зная позицию Церкви и священноначалия, не дерзают делать то, что потом можно было бы рассматривать, как святотатство.
Я бы сказал, что здесь наш верующий народ проявляет мудрость, и ждёт окончательного решения этого вопроса, чтобы не оказалось так, что они молились перед костьми простых людей, которые, может быть, тоже были умучены, но не заслужили подвигом своей жизни церковного прославления в лике святых. Русская линия
Игумен Филипп (Рябых): В вопросе «екатеринбургских останков» наш верующий народ проявляет мудрость Заместитель главы ОВЦС МП прокомментировал заявление Ассоциации Дома Романовых о необходимости признания найденных останков царскими...