Презентация Кестонского института состоялась в Москве
Презентация Кестонского института (Оксфорд, Англия) состоялась 2 мая во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ). в Москве. Открывая вечер, руководитель отдела религиозной литературы ВГБИЛ священник Георгий Чистяков отметил, что в 70−80-е гг. Кестон был «настоящим врагом советской власти; он сделал очень много для того, чтобы религия в нашей стране вышла из-под запрета». С докладом об истории создания и деятельности Кестонского института выступила его президент, глава попечительского совета Ксения Деннен. Будучи одним из основателей этого научного учреждения, которое первоначально называлось Центр изучения религии и коммунизма, она рассказала о первых годах его существования. Основанию Кестонского института в 1969 году предшествовала поездка англиканского священника Майкла Бурдо в Советский Союз в самый разгар хрущевской антирелигиозной кампании в середине 60-х. Встреча с православными в СССР, которые попросили его стать «их голосом» на Западе, стала для о. Майкла поворотным моментом и побудила его к созданию исследовательского центра, который со временем стал изучать религиозную ситуацию не только в Советском Союзе, но и в других социалистических странах. Свое название — Кестонский — институт получил по имени деревушки к югу от Лондона, где разместилась группа единомышленников. По словам Ксении Деннен, с самого начала они руководствовались принципом защиты прав каждого человека на исповедание религиозных убеждений и ставили перед собой следующие задачи: сбор достоверной информации о положении верующих в СССР и других соцстранах, распространение этой информации, публикация документов. В начале 70-х гг. институт стал издавать академический журнал «Религия и коммунистические страны» (позже он получил название «Религия, государство и общество»). Особое внимание в деятельности Кестона уделялось положению верующих в местах лишения свободы и сотрудничеству с организацией «Международная амнистия». Как упомянула президент института, Кестон был отнесен советскими спецслужбами к числу пяти «самых опасных западных антисоветских организаций». До перестройки «мы были гласом безгласных», говорит Ксения Деннен. Но и после 1988 года нападки на Кестон продолжались. В настоящее время Кестон по-прежнему ставит перед собой исследовательские задачи, но теперь уже исследуется положение религиозных организаций в посткоммунистическом обществе. Новый директор института Петерлин Даворин рассказал о том, что теперь Кестон работает на базе колледжа Оксфордского университета. Шесть сотрудников продолжают изучение религиозной ситуации в бывших коммунистических странах, а также на Кубе, в Северной Корее и Китае. Результаты исследований Кестона востребованы различными организациями; институт издает два журнала, разрабатывается курс для школьников, готовится обзор современной религиозной ситуации в Европе. Директор института рассказал присутствующим о перспективах работы Кестона. В России Кестон поддерживает издательский проект — энциклопедию «Современная религиозная жизнь в России». Руководитель проекта Сергей Филатов представил два вышедших тома издания, посвященных православным деноминациям (1-й том) и протестантизму (2-й том). Он рассказал об особенностях работы над энциклопедией, о выработке методологии исследования, в основе которого — интервью с представителями религиозных организаций по всей России. Александр Огородников, который много лет сотрудничал с Кестонским институтом в 70-е годы, вспомнил, что для верующих в СССР Кестон был «маяком в сумраке тоталитаризма». По определению А. Огородникова, Кестон нашел свою нишу — он поставляет «самую объективную и проверенную информацию» о религиозной ситуации. Он отметил влияние института на «плеяду активных христиан в России, которые благодаря ему смогли вступить в диалог с христианами на Западе». Благовест-инфо / Agnuz