В Москве прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации»…
8−9 апреля в Российском институте стратегических исследований прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации», приуроченная к 65-летию Победы, сообщается на сайте РИСИ. Мероприятие проходило при поддержке Комиссии при Президенте России по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и при участии Фонда исторической перспективы.
Открыл заседание заместитель председателя Комиссии при Президенте Росси по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России И. И. Сирош, отметивший актуальность и своевременность конференции, необходимость целенаправленной поддержки образования, фундаментальной исторической науки с целью укрепления гражданского самосознания российской молодежи.
В рамках работы первой сессии — «Общие проблемы воспитания молодежи на примере Великой Отечественной и Второй мировой войн» — были заслушаны доклады известных отечественных и зарубежных ученых: д.и.н. Н.А. Нарочницкой (Фонд исторической перспективы), д.и.н. Т. С. Гузенковой (РИСИ), д.и.н. член-корреспондента РАО О.В. Гукаленко (Приднестровье), В.Я. Бабенко (Уфимский филиал МГГУ им. Шолохова), профессора Т. Митева (Болгария), профессора М. Павловича (Сербия), профессора К. Финк (США), профессора Л. Е. Криштаповича (Беларусь). Большой интерес вызвали выступления политиков стран ближнего зарубежья: депутата Верховной Рады Украины Ю.А. Болдырева, сопредседателя Армяно-российской межпарламентской комиссии А. В. Сафаряна.
На второй сессии — «Вторая мировая война в учебниках истории стран ЕС» — в докладах профессора Э. Вишневского (Лодзинский университет), профессора А.Л. Вассоевича (Санкт-Петербургский университет), доктора Й. Бекмана (Университет Хельсинки), профессора Ж.-П. Ариньона (Университет г. Аррас), доцента А. Колонтари (Университет г. Капошвара) были представлены национальные концепции Второй мировой войны. Ведущий научный сотрудник РИСИ А.Б. Едемский раскрыл проблемы создания общеевропейского учебника по истории Европы и отражения в нем Второй мировой войны.
Третье заседание было посвящено особенностям представления Великой Отечественной войны в странах СНГ. В обсуждении приняли участие ученые из Белоруссии (В.С. Кошелев), Украины (В.А. Пироженко, О.Г. Саган), Татарстана (М.М. Гибатдинов), Армении (А. Назарян), Приднестровья (И.М. Благодатских). С докладами, посвященными анализу региональной специфики рассказа о войне, выступили Т.В. Котюкова (среднеазиатские учебники истории), В.В. Симиндей (прибалтийская учебная литература), И.С. Шишкин (страны СНГ). Участники конференции привели примеры фальсификации истории Второй мировой войны в отечественных учебниках.
Центральное место в работе конференции занял доклад Т.С. Гузенковой «Своя война»: Великая Отечественная война в учебниках истории и в восприятии школьников России, Белоруссии, Украины и Приднестровья". Были представлены результаты исследований, проведенных сотрудниками РИСИ на основе анализа учебной литературы, более тысячи тестов, сочинений и рисунков школьников, которые выявили особенности различных этноцентричных концепций Великой Отечественной войны. Доклады зарубежных исследователей продемонстрировали разнообразие подходов при формировании национальных картин Второй мировой войны. В школьных учебниках Болгарии в целом представлен традиционно позитивный образ СССР во Второй мировой войне.
В школьной литературе Франции присутствует диаметрально противоположные версии как с карикатурным образом Советского Союза, так и наоборот. Не отрицая роль советской армии в освобождении Европы, в учебниках акцентируется внимание на том, что цена победы была непомерно велика. Американские учебники освещают преимущественно военные действия в Атлантике и Тихом океане, а событиям на восточном фронте уделяется мало внимания. Установка на отсутствие патриотических идей в учебниках стран бывшей Югославии приводит к полной дезориентации школьников, не способных ответить на вопросы об участниках, победителях и побежденных в войне.
Польских школьников учат тому, что война явилась столкновением «коричневого» и «красного» тоталитарных режимов, а во время нападения СССР на Польшу советские солдаты убивали военнослужащих и мирное население. Специфическая роль Венгрии в годы войны определила особенности изложения этой темы в национальных учебниках. В рассказе о войне большое внимание уделяется психологическим аспектам: насилию, жестокости, зверствам нацистов, с одной стороны, и примерам сохранения человечности в тяжелейших условиях, — с другой. Таким образом, опыт войны активно используются для гуманистического воспитания школьников.
Основным итогом работы конференции стал вывод о том, что учебники, являясь особой формой научной литературы, призваны не разъединять, а объединять народы. Единая концепция Великой Отечественной войны должна быть основана на сотрудничестве науки и образования и введении в научный оборот секретных исторических документов. Разделение понятий «Государство» и «Отечество» будет способствовать разрешению многих спорных вопросов, позволит найти оптимальные подходы к изложению истории войны в школьных учебниках. Однако кроме этих теоретических задач необходимо также решить проблему унификации учебной литературы и пересмотра программы с целью увеличения количества часов, выделенных на изучение темы Великой Отечественной войны. Русская линия
К 65-летию Победы В Москве прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации»...