Русский музей не отдаст картины Малевича его наследникам
В Государственном Русском музее (ГРМ) считают, что здесь не возникнет таких проблем с коллекцией картин Казимира Малевича, как у музея в Амстердаме. Ранее сообщалось, что наследники российского художника Казимира Малевича инициировали в федеральном суде в Вашингтоне судебный процесс против муниципалитета Амстердама. Потомки Малевича требуют возвратить им 14 произведений художника, входящих в коллекцию амстердамского Городского музея Стеделик. Иск направлен против города Амстердама, который, как считают адвокаты Малевичей, незаконно приобрел картины художника для муниципального музея. Как заявила в среду заместитель директора Русского музея в Санкт-Петербурге по научной части Евгения Петрова, у наследников художника нет юридических возможностей потребовать работы обратно: они подарены Русскому музею или куплены им. Петрова отметила, что «битвы последних лет за наследие Малевича между родственниками художника и западными музеями, разумеется, наносят вред, прежде всего, самому Малевичу — художнику, всегда стремившемуся к мировой известности и славе. Ведь многие музеи мира и частные коллекции опасаются в связи с этими битвами предоставлять произведения Малевича на выставки и публиковать их, так как это вызывает новую волну претензий со стороны наследников». По ее словам, Русский музей практически не принимал никогда участия в этих событиях, однако пристально наблюдает за происходящим. Петрова отметила, что «после смерти художника пять его официальных наследников передали в Русский музей на временное хранение 94 произведения — картины и рисунки. Три были позже возвращены владельцам, остальные хранились в музее и ни одна не была ни продана, ни обменена. В 1976 году большая часть была подарена Русскому музею, а девять произведений Малевича были оплачены тогда музеем общей суммой — 12 тысяч рублей, что по тем временам были большие деньги: на 4 тысячи можно было купить хороший дом». С 1977 года Русский музей при всякой возможности включал произведения Малевича в экспозицию и в разные выставки. В 1988 году ГРМ вместе с музеем Стеделик пригласил к участию в первой ретроспективной выставке Казимира Малевича несколько музеев мира. Эта выставка экспонировалась в Амстердаме и Ленинграде. Был издан достаточно подробный каталог, не потерявший своего значения до сих пор. По существу, именно с тех пор началась всемирная известность художника. Interfax