В Москве впервые будут показаны архивные фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде
Московский музей современного искусства (ММСИ) во вторник открывает выставку «Внутреннее пространство войны. Блокада Ленинграда в фотографиях. 60-летию снятия блокады посвящается». Экспозиция снимков, которые хранит Центральный госархив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, приурочена к памятной дате отечественной истории — юбилею полного освобождения Ленинграда от блокады. В числе организаторов выставки — Правительство Москвы и Российская академия художеств, сообщил заместитель директора ММСИ по фотопроектам Евгений Березнер. Ожидается, что на вернисаж прибудет столичный мэр Юрий Лужков. «Зрительный ряд этой документальной выставки трагичен и прозаичен, но помнить эту историю мы обязаны», — подчеркнул Березнер. В первый раз будут показаны многие из 160 снимков, отразивших хронику жизни осажденного города. В числе авторов — ряд имен «первого ряда» военных времен — Василий Федосеев и Борис Кудояров, Давид Трахтенберг и Григорий Чертов. Есть и работы Всеволода Тарасевича, в дальнейшем наставника «звезд» современного российского фотоискусства, и скромного фотографа Александра Бродского — отца поэта и Нобелевского лауреата. Многие фотографии станут открытием для публики: долгие годы они хранились под грифом «секретно» и не печатались ни в годы войны, ни после нее, подчеркнул замдиректора ММСИ. Зачастую это объяснялось «мрачностью», а точнее, невыносимо-беспощадной правдивостью запечатленного момента из жизни блокадного города, где, как известно, съели не только всех собак, кошек и голубей, но даже крыс, а смерть человека прямо на улице стала явлением обыденным. В экспозиции имеются леденящие душу кадры, например, «Площадь Восстания после артобстрела» или «Трупы на пустыре у Волконского кладбища». Но все-таки больше сценок, передающих неистребимо живой, повседневно-бытовой, а то и боевой дух Ленинграда: «Занятия по метанию гранаты бойцом народного ополчения», «Уборка Невского проспекта», «Стирка белья у дома». Хорошо известны снимки «За водой» или «Композитор Дмитрий Шостакович — боец ПВО». За 900 дней и ночей, которые город Петра провел в осаде, нередко сталкивались апатия и патриотизм. «В блокадном Ленинграде существовало много параллельных жизней — идеалисты умирали от голода на рабочих местах, а циники собирали коллекции старинной живописи», — напомнил куратор выставки. О том, что ленинградцы были готовы не только к героизму, но и к самопожертвованию говорит фото «Погрузка подарков для солдат на фронте». РИА «Новости» / Русская линия