ВАРШАВА. В ВАРШАВЕ ПРОХОДИЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ПРИМИРЕНИЕ В ЕВРОПЕ — ЗАДАЧИ ЦЕРКВЕЙ В БЕЛОРУССИИ, УКРАИНЕ, ПОЛЬШЕ И ГЕРМАНИИ»
17−21 июня в Варшаве проходил международный симпозиум «Примирение в Европе — задачи Церквей в Белоруссии, Украине, Польше и Германии». В работе симпозиума приняли участие более пятидесяти делегатов из стран Восточной и Западной Европы. Делегацию Украинской Православной Церкви возглавил епископ Львовский и Дрогобычский Августин. Симпозиум состоялся по инициативе межцерковной группы диалога, начало работы которой было положено на Втором Европейском экуменическом собрании в Граце, проходившем в июне 1997 года. Непосредственным толчком для возникновения этой инициативы явилось предстоящее расширение институций объединенной Европы на Польшу и другие среднеевропейские страны. В результате этого восточная граница объединенной Европы передвинется на территорию, на которой в прошлом имели место серьезные конфликты, а в настоящее время сохраняется напряженность. Группа, включающая представителей Церквей Украины, Беларуси, Польши и Германии уже несколько раз встречалась для обсуждения проблем межконфессиональных конфликтов на территории Украины. На Варшавском симпозиуме обсуждались следующие темы: «Какие экономические и политические цели преследует расширение Европейского Союза на Восток?», «Какие исторические причины препятствуют этому?», «Оказывают ли Церкви помощь или препятствуют объединению Европы?». Доклад делегации Украинской Православной Церкви, представленный молодым историком Инной Карсим достаточно критически оценивал ценности западного мира, которые сегодня настойчиво пытаются привить нашему обществу. «Запад является очень самоуверенной цивилизацией, претендующей на осуществление гегемонии в мире, не только военной и в экономической, но и социокультурной, то есть, на статус Западной цивилизации как примера для всего человечества». В тоже время мы видим, что западная цивилизация сегодня переживает страшный духовный кризис, если даже не духовную смерть. Западные храмы пустеют и закрываются. Церкви, стремясь хоть как-то удержать людей, идут на совершенно не допустимые уступки «духу века сего»: отменены посты, сокращены до минимума церковные службы, допускается «венчание» гомосексуалистов и «рукоположение во священники» женщин. На фоне нынешнего тотального наступления атеистического мира на самые основы христианской духовности, и, в первую очередь, на Православие, все это делает чрезвычайно опасным для Православных стран слишком тесное сближение с Западом. Как известно, в результате любого объединения суммируются прежде всего самые худшие показатели. Не может не настораживать и пример Польши, где православные до сих пор фактически являются гражданами второго сорта. По свидетельству православного священника из Белостока, в Польше хорошему специалисту «но православному», куда труднее найти работу, чем специалисту другого вероисповедания или даже атеисту. Представители делегации Украинской Православной Церкви также подчеркивали, что западные Церкви могли бы помочь сейчас Украине, прежде всего, привлекая внимание мировой общественности к продолжающемуся порабощению государством Церквей в нашей стране. К сожалению, приходится признать, что за годы независимости, в отношениях государства и Церкви в Украине почти ничего не измен илось. По-прежнему Церкви не возвращены захваченные еще большевиками храмы, по-прежнему государственные мужи пытаются диктовать свою волю священноначалию, по-прежнему царит произвол местных властей по отношению к общинам. Самым тревожным сигналом для Запада должна была бы также стать попытка украинских властей создать государственную лже-церковь УПЦ-Кп. Соединение коррумпированной власти и послушной ей лже-церкви создает страшную для всей Европы смесь. Итогом симпозиума послужили слова из уже цитированного доклада Инны Карсим: «Главная задача любой Христианской Церкви сейчас — бороться против „духа мира сего“, секуляризации. Сохранить современный мир как христианский не формально, но по его сути — вот что нужно определить как базисную задачу Церквей в деле объединения Европы. Внутренняя задача Церквей, которые будут влиять на примирение Востока и Запада, может состоять в том, чтобы обратить внимание западных христиан на первоисточники нашей общей религии, а восточных христиан — сохранить не только внешнюю оболочку, но и по духу все, что несет их традиционная религия. Запад и Восток примирятся, если будут уважать традиции друг друга, сохраняя то лучшее, что они имеют». Православие в Украине