ИНОКИ СТАВРОПИГИАЛЬНОГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ НАПРАВИЛИ СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II ПИСЬМО
«Ваше Святейшество! — пишут Патриарху валаамские монахи — Некоторые явления церковной и общественной жизни последних лет, в которых принимали деятельное участие ряд высших иерархов Русской Православной Церкви, вызывают у нас, Ваших послушников, немалое недоумение и смущение. Посему, памятуя слово прп. Варсонофия Ве-ликого о том, что „все, делаемое со смущением, не может быть угодно Богу“ (отв. 471, 451, 751), мы усердно молим Вас, нашего Патриарха и Священноигумена, разъяснить народу Божиему сии тягостные недоуме-ния и открыто высказать Ваши личные убеждения по наиболее злободневным и животрепещущим вопросам современной цер-ковной жизни. На наш взгляд, к таковым вопросам сегодня относятся: 1. Участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении и в международных еретических организациях, подобных Всемирному Совету Церквей и Конференции Европейских Церквей. Несмотря на многочисленные протесты верующих, руководство ОВЦС по-прежнему продолжает отстаивать необходимость продолжать эку-менические контакты под предлогом того, что негоже нарушать „всеправославное единство“ в таком вопросе. Результаты последнего совещания в Салониках лишь подтверждают это. Однако подобная позиция может привести к тому, что в угоду „всеправославному единству“ с Константинополем будет принесено в жертву наше драгоценное, благодатное внутреннее единство в лоне родной Матери-Русской Православной Церкви. Нам кажется, что в сложившейся ситуации пресечь дальнейшее развитие церковных не-строений может лишь Ваше авторитетное слово — слово Русского Пер-воиерарха. 2. Участие высшего Священноначалия РПЦ в молитвенном общении с еретиками: папистами, протестантами, монофизитами и т. п. Что означает и какие цели преследует эта запрещенная многими Соборными Правилами деятельность? Почему Архиерейский Собор 1994 года принял решение, противоречащее св. Канонам и разрешил епископам принимать участие в совместных молитвах с еретиками по собственному усмотрению? Почему Собор 1997 года ничего не испра-вил в этом противоестественном положении? Как следует понимать Ваше личное участие в молебнах с папистами осенью 1997 года в Ита-лии и Австрии, с тяжким сожалением воспринятое народом церков-ным? 3. Отношения православных с еретиками. Так называемые „богословские собеседования“ с инославными не раз подвергались су-ровой критике и на Архиерейских Соборах, и на страницах православ-ной прессы. Особенно обострилось положение после того, как были преданы гласности печальные плоды таких „собеседований“ — Бала-мандское и Шамбезийское соглашения. Но несмотря на это 24 декабря 1997 года Отдел внешних церковных сношений официально объявил о начале богословского диалога Московской Патриархии с. исламом. 4. Иудео-христианские отношения. В среде церковных модер-нистов и обновленцев все чаще раздаются голоса, требующие пере-смотра церковного вероучения в этой области. Необходимо внести яс-ность: кем являются иудеи для православных христиан и каковы долж-ны быть отношения с ними? 5. Прославление Свв. Царственных Мучеников и других но-вомучеников и исповедников Российских. Этот вопрос, отложенный почему-то Архиерейским Собором, несмотря на рекомендацию сино-дальной комиссии, продолжает служить предметом различных споров и спекуляций. Между тем, духовное возрождение России немыслимо без его решения. 6. Взаимоотношения Церкви и государственной власти. Ны-нешняя „демократическая“ российская государственность не менее да-лека от христианского идеала, чем ее советская предшественница. Оп-равдана ли в этих условиях показная демонстрация близости Церкви с государством, которую порой демонстрируют некоторые иерархи? 7. Коммерческая деятельность в Церкви. Насколько справед-ливы те обвинения в адрес высокопоставленных церковных руководи-телей, которые звучали со страниц газет? Действительно ли некоторые из них не гнушались продажей табака и алкоголя ради личного обога-щения? Какие меры были по этому поводу приняты и какие следует предпринять в будущем, чтобы исключить повторение подобных инци-дентов? 8. Интеграция России в „мировую цивилизацию“ и, в связи с этим, введение электронных паспортов, социальных номеров и иных средств электронного учета граждан. Может ли православный человек рассматривать эти меры иначе, как предварительные приготовления к введению печати антихриста, тем более, что некоторые из них уже сей-час имеют в своих кодах число 666? Ваше Святейшество! Простите нас ради Христа за прямоту и нелицеприятность сих вопросов — она является выражением наших многолетних тяжких ду-шевных переживаний и недоумений. Мы остаемся верными чадами на-шей Матери-Церкви и верим, что наш Великий Господин, Отец и Игу-мен не презрит мольбы своих чад, рассеет наши смущения и сомнения. Это особенно важно потому, что отсутствие ясно и публично сфор-мулированной позиции Патриарха Московского и Всея Руси по столь „горячим“ проблемам позволяет различным силам — как вне Церкви, так и внутри церковной ограды — спекулировать именем Русского Первосвятителя в своих корыстных интересах, сеять в среде народа Божьего соблазн и рознь, провоцировать церковные нестроения и смуты, чреватые пагубным расколом. Будем же вместе с Апостолом молить Господа: „Бог терпения и утешения да дарует нам быть в единомыслии между собою по учению Иисуса Христа, дабы мы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа“ (Рим. 15, 5−6). Емуже слава, честь и поклонение со Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь». Письмо составлено по благословению иеросхимонаха Рафаила (Берестова). Комментируя его, газета «Русь Православная» пишет: «Неудивительно, что активизация ревнителей православного благочес-тия — ставшая за последние годы явлением мирового масштаба и за-тронувшая все Православные Поместные Церкви — не на шутку взвол-новала разномастных либералов, западников и русофобов. При этом, однако, они не сумели придумать ничего нового, что можно было бы противопоставить быстрому прояснению русского национально-религиозного самосознания. Ставка на раскол и разобщение, попытка противопоставить инте-ресы церковных «низов» и московского руководства — вот те традици-онные приемы, которые пытаются сегодня вновь применить сторонники «обновления» церковной жизни «в духе времени». Особенно откровен-ными стали в последнее время попытки столкнуть церковных консерва-торов и либералов в открытом конфликте, дабы обвинить затем «традиционалистов» в расколе и экстермизме. Конечная цель этих провокаций — отсечь Патриарха Алексия II от связи с широкими церковными массами, и так уже подорванной непродуманными заявлениями последних лет, не дать ему возможности стать вырази-телем стремления всей Церковной Полноты к возрождению канониче-ских и соборных основ жизни РПЦ. Проще говоря, идет борьба за влияние на Патриарха, и в этой борьбе либералы не брезгуют ника-кими средствами. «Перед лицом ультиматумов, которые все чаще и чаще выдвигают Священноначалию «ревнители благочестия», становится все труднее следовать исторически начертанному пути Церкви, — сокрушаются «НГ-религии» (N5, 1998), имея, очевидно, в виду под «исторически начер-танным путем» медленное угасание Вселенского Православия в «братских объятиях» экуменической всеереси. — Как, например, пони-мать заявления, которые позволяют себе делать монахи Валаамского ставропигиального монастыря в газете «Русь Православная».. насель-ники обители, подчиняющиеся непосредственно Патриарху?» Успокойтесь, господа! И успокойте своих «русскоязычных» хозяев. Понимать это надо так, что русские иноки еще не потеряли надежду услышать от своего Священноигумена ясные ответы на волнующие их вопросы. Что им надоело вылавливать в потоке ваших словоизверже-ний крупицы правдивой информации, и они хотят, наконец, получить ее от своего прямого начальства. Что у нас — у народа церковного — после долгих лет богоборческого пленения появился в конце концов шанс от-крыто и гласно обсуждать волнующие нас проблемы. Причем на этот раз, слава Богу, без вашего вездесущего соучастия. Господи, вразуми, спаси и помилуй нас, грешных! Аминь. Составлено по благословению иеросхимонаха Рафаила (Берестова)