Фонд президента РФ выделил 10 млн. рублей на реставрацию собора в Вологде
Об этом сообщили в дирекции городского Государственного историко-архитектурного художественного музея. Предполагается, что этих средств будет достаточно для проведения первоочередных работ на кровле собора, фасадах, а также для ремонта дренажной системы и реставрации иконостаса. Так как Софийский собор является «холодным» храмом, работы в нем можно проводить только в летний период. Поэтому планируемый срок проведения реставрационных работ — четыре-пять лет. Кафедральный собор во имя Софии Премудрости Божией был возведен в Вологде 1568−1570 годах по приказу царя Иоанна Грозного. Предание рассказывает, что Иван Грозный, которому очень полюбилась Вологда, пожелал сделать ее своей северной резиденцией и даже перенести сюда столицу. Он сам наблюдал за строительством собора, намереваясь в нем повторить Успенский собор Московского Кремля, но неожиданно в 1571 году покинул Вологду, оставив храм незавершенным и неосвященным. Согласно легенде, при осмотре царем внутреннего пространства построенного храма с верхнего свода на голову царя упала красная плинфа. Царь в гневе запретил освящать церковное здание, но побоялся его разрушить. Освящен храм был только через 17 лет в царствование Федора Иоанновича. На протяжении многих лет Софийский собор украшали искусные мастера. В 1621 году был сделан огромный деревянный амвон, расписанный и обитый тканями. В 1695 году был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный резчиками Троице-Сергиевой лавры. Пятиглавие собора увенчивают кованые кресты, изготовленные московскими мастерами в 1687 году. Фрески вологодского Софийского собора созданы в 1686−88 годах при архиепископе Гаврииле артелью ярославских иконописцев, которую возглавлял выдающийся ярославский мастер стенного письма Дмитрий Плеханов. С его именем связаны также росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле. В середине XIX-го столетия фрески Софийского собора были переписаны артелью ярославского же иконописца Колчина. Причем несколько фресок сохранилось в их первоначальном виде, в том числе «Пир у Ирода», одна из лучших фресок вологодской Софии. Площадь фресок составляет около 5 тысяч квадратных метров и по своей масштабности, мастерству исполнения и по сохранности они относятся к лучшим памятникам русской монументальной живописи второй половины XVII века. Последний раз реставрация собора проводилась специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря в 1966—1968 годах. Newsru.com