Под бой барабанов люди, одетые в белые одежды, собираются в небольшой деревеньке Сувенанс, затерявшейся в безлюдном районе центральной части Гаити. С наступлением сумерек в ее окрестностях, заросших высокими кактусами, вспыхивают костры и начинаются ритуальные танцы жрецов вуду. Во время церемонии ром и ликер из сахарного тростника «льется рекой», а из костров вырываются тяжелые клубы дыма сгорающих «священных трав». Однако спиртное распивают разве что туристы, которым посчастливилось принять участие в таинственном ритуале. Жрецы щедро расплескивают крепкие напитки на землю, подготавливая место для жертвоприношения богам древнего культа. Возле костров начинаются безумные пляски, во время которых происходят ритуальные умерщвления животных. Приверженцы вудуизма, который в Гаити проповедует две трети 8-миллионного населения, окропляют свои белые одеяния кровью, чтобы задобрить главного бога — Огуна. Вудуизм широко распространен в Африке, а за пределами этого континента главным его форпостом является Гаити. Правительство страны давно признало эту религию официальной наряду с католицизмом и протестантством. Многие считают вуду религией темных сил, вспоминая о фильмах ужасов, в которых сторонники этого вероисповедания представляются злыми колдунами. В Гаити распространено совсем другое представление, хотя основная идея вудуизма заключается в том, что от действия злых сил может защитить только более могущественная сверхъестественная сила. Как духовная традиция, вуду появилась на Гаити во времена колониального рабства. Католическую веру французских завоевателей рабы принимали лишь формально, продолжая поклоняться своим божествам, «завезенным» из африканских стран Дагомеи /ныне Бенин/ и Конго. Гаитянские эмигранты распространяли веру во многих других странах. Особенно большие общины вудуистов за пределами Гаити существуют в Новом Орлеане, Майами и Нью-Йорке. Всего в мире, по разным оценкам, в настоящее время насчитывается от 50 до 60 млн последователей гаитянского вуду. Как уверяют исследователи, в недалеком прошлом гаитянские жрецы практиковали такие обряды, как превращение убитого человека в зомби. В частности, считалось, что околдованного и умерщвленного человека можно вернуть к жизни и заставить служить себе, исполнять все приказания. Сегодня жрецы вуду, которым отводится роль посредников между людьми и богами, проводят более «жизненные» обряды: свадьбы, посвящения, гадания, не забывая при этом и о коммерческой стороне. На некоторых таких церемониях разрешают присутствовать туристам. Гадание на внутренностях убитого петуха, например, стало для иностранцев наиболее привлекательным шоу. Местные жрецы открывают специальные лавки, где можно запастись приворотными снадобьями, прикупить амулеты. Почти в каждом таком магазинчике есть комната гадалки, которая составит клиенту личный гороскоп, а то и посодействует общению с его умершими родственниками. В Гаити редкое событие обходится без жрецов вуду: многие местные жители считают, что без участия колдовских чар невозможно обезопасить себя от разных напастей. Некоторые искренне верят, что старинный африканский культ помогает получить власть над людьми. Например, говорят, что кровавый гаитянский диктатор Франсуа Дювалье жрецами вуду был наделен сверхъестественной силой, а убитых в результате репрессий людей он превращал в зомби и делал их своими невидимыми шпионами. На массовом ритуале вуду в окрестностях деревеньки Сувенанс сотни последователей африканского культа как обычно приносили в жертву животных, устраивая сумасшедшие танцы возле костров. Однако на этот раз свой «диалог» с потусторонними силами жрецы посвятили не простым человеческим чаяниям, а общегосударственным проблемам. Они просили духов помочь Гаити преодолеть затяжной экономический кризис, в результате которого небольшая карибская страна уже много лет считается самой бедной в Западном полушарии. ИТАР-ТАСС / Седмица.Ru