Божества древних ацтеков и католические святые мирно уживаются в современной Мексике
Шаманы, доиспанские ритуалы, приношение в жертву животных, католические и евангелистские церемонии — все смешалось в религиозной жизни населения южных районов Мексики. Потому и неудивительно, что здесь поклоняются как традиционным католическим, так и другим, непризнанным официальной церковью, святым. «Все эти верования вместе формируют пеструю религиозную палитру, окрашивающую души мексиканцев и их соседей гватемальцев», — говорит этнограф Аура Арриола, автор книги «Религиозность народа на южной границе Мексики», изучавшая верования в прибрежных районах мексиканского штата Чьяпас в течение десяти лет. Арриола убедилась, что, несмотря на доминирование католицизма, шаманы сохранили религиозные представления своих далеких предков, пользуются методами предвидения и собирают целебные растения. Примечательно, что многие верующие по воскресеньям ходят в церковь, а в будние дни посещают колдунов и справляются у них насчет своего здоровья или проводят обряды очищения. Причем на мексиканском юге настолько широко распространена практика лечения у знахарей, что ею не пренебрегает и мэр города Тапачула. Да и не только он. Что же до ритуалов, то исследователя больше всего впечатлило поклонение святому Сан-Симону. Этот католик, потомок древних майя, известен еще как Максимон. Пришедшие к нему верующие вставляют в рот изображающей его фигуры зажженную сигарету либо сигару. И если во время молитвы на пол падает пепел, то это значит, что святой согласен выполнить просьбу молящегося. Кроме древних с недавних пор в Чьяпасе появились и современные «модные» верования. Одно из них проповедует духовно-магнетическая школа «Комуна универсаль». Ее приверженцы верят в перевоплощение душ и в то, что космосом руководит некое верховное существо. Но главное не в содержании их веры, а в том, что и они мирно уживаются вместе с теми, кто преклоняется божествам ацтеков и католическим святым ИТАР-ТАСС