ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
24−28 июня в Будапеште состоялась международная консультация «Глобализация в Центральной и Восточной Европе: ответ на экологические, экономические и социальные последствия». В ней приняли участие представители христианских церквей из многих стран Европы и мира, а также эксперты в области экономики, политики и охраны окружающей среды. Консультация была организована Всемирным советом церквей, Конференцией европейских церквей и Всемирным альянсом реформатских церквей. Среди участников форума — иерархи и священнослужители Русской, Румынской, Сербской Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества, представил доклад на тему «Глобализация: взгляд из Москвы», профессор М.И.Гельвановский, директор Национального института развития Отделения экономики Российской Академии наук, — доклад на тему «Глобализация: общие тенденции развития и социальные последствия в России и странах Центральной и Восточной Европы». Протоиерей Всеволод Чаплин также работал в редакционной группе. После всестороннего обсуждения заявленной тематики в пленарных заседаниях и рабочих группах участники консультации приняли послания, адресованные христианским церквам Европы, правительствам европейских стран и светской общественности. В этих документах, в частности, отмечается, что последствиями «шоковой терапии» в посттоталитарных странах стало усиление социальных проблем. Так, согласно статистике Программы развития ООН, если в 1989 году только 14 миллионов человек в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) жили менее чем на 4 доллара в день, то сейчас их число составляет более 140 миллионов. Многократно увеличился разрыв между богатыми и бедными, сократилась продолжительность жизни, ухудшились стандарты в области образования и здравоохранения, возросла преступность. По мнению участников консультации, власти стран Центральной и Восточной Европы в своем стремлении к скорейшему внедрению рыночных механизмов не смогли осознать, что рынок без социальных, культурных и институциональных рамок обречен на неудачу. Другим источником ошибок прошедшего десятилетия стало давление со стороны международных кредиторов. Послание церквам базируется на словах Господа Иисуса Христа: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). «Сегодня мы столкнулись с господством идолов конкуренции, потребительства и комфорта, — говорится в послании. — Мы смотрим на знамения нашего времени, прося Святого Духа о водительстве, о дарах разума, понимания, мудрости и различения духов. Евангельское послание и наши традиции учат нас не уходить в оборону перед лицом доминирующих сил мира сего, а также не прятаться от нашей ответственности в область личных проявлений веры. Наша миссия — изменять окружающую жизнь и заботиться обо всех людях, особенно о тех, кто страдают, подвергаются давлению или вытесняются на обочину жизни». Участники консультации призвали богословов, социологов и простых верующих более серьезно ответить на вопрос о том, какие процессы в международной политике и экономике продиктованы естественным развитием торговли, информационного и культурного обмена, а какие становятся результатом «форсированной глобальной трансформации», нацеленной на сохранение господства наиболее богатых стран, экономических и политических групп влияния. Другой вопрос, заданный церквам: как защитить христианские ценности, традиции и культуры в контексте глобализации? Согласно документу, «глобальная экономика и глобальная власть могут быть призваны к ответственности глобальным гражданским обществом», и международные христианские организации способны стать одним из его центров. Участники консультации призвали Церкви побуждать государства и международные структуры начать процесс «локализации», уделяя больше внимания чаяниям, традициям и образу жизни людей в конкретных регионах и местностях. Церквам также предложено поддерживать экономические и культурные альтернативы унификации, включая прибыльный мелкий бизнес, местные механизмы кредитования и накопления, системы независимого информационного обмена, а также усилия, направленные на защиту и оживление национальных культур и национального идентитета. К церквам в государствах Запада обращен призыв убедить лиц, принимающих политические решения, в необходимости остановить эксплуатацию большинства населения мира и разрушение Земли «золотым миллиардом» — жителями индустриализованных западных стран, — а также способствовать усилению влияния народов Востока и Юга на мировые механизмы власти. Западные церкви призвали и к тому, чтобы посредством образования они побудили общества вновь открыть для себя традиционные христианские ценности самоограничения, аскетизма и общинности. Само определение глобализации вызвало на консультации серьезную дискуссию. В послании констатируется, что термин «глобализация» не покрывает сложности новых мировых реалий. Данный термин имеет положительную коннотацию, когда под ним подразумевается естественное сотрудничество между государствами и народами, новые возможности для коммуникации и совместных действий. Однако он имеет негативную коннотацию, когда относится к господству идеологии, легетимизирующей неограниченные действия игроков глобального рынка, а также беспрецедентную концентрацию власти в руках самопровозглашенных правителей. Поэтому предложено сделать различие между глобализацией и неолиберальным проектом, основанным на идеологии «глобализма». Послание правительствам и общественности поднимает вопрос о принципах международного управления: «Глобализация драматически меняет природу власти. Демократически избранные правительства и их делегаты в международных организациях все более теряют власть, уступая влиянию международных бюрократий, транснациональных корпораций, собственников средств массовой информации и магнатов „глобального“ финансового капитала. Мы бросаем вызов структурам власти, требуя, чтобы они стали более прозрачными, ответственными и представительными. Народы мира должны получить контроль над глобальными политическими и экономическими процессами». Согласно тексту послания, эти процессы «требуют определенного регулирования на международном уровне. Однако национальное государство не должно использовать это как оправдание для отказа от ответственности за защиту уязвимых социальных групп от негативных последствий глобализации». В документе также констатируется: «Люди должны быть информированы о характере решений, принимаемых их правительствами в контексте международных институций, и иметь возможность влиять на эти решения». ОВЦС МП