«ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАМОРАЖИВАНИЕ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОКОГО ДИАЛОГА ВСЕЦЕЛО ЛОЖИТСЯ НА ВАТИКАН»
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «Асахи» (Япония) — В последнее время, как нам кажется, Римская католическая церковь пытается усилить свое влияние на географических и духовных просторах России. С этим, наверно, связано и одностороннее решение Ватикана преобразовать свои церковные структуры на российской территории. Как Русская Православная Церковь относится к такой политике католического руководства? — Мы расцениваем принятое Святым Престолом решение как демонстрацию недружественных намерений по отношению к Церкви, которую на протяжении последних трех десятилетий Ватикан именовал «Сестрой». Наше понимание сестринских отношений исключает возможность односторонних шагов без консультаций друг с другом, без уважения к взглядам партнера по диалогу. Особенно удивляет, что подобные события происходят в период едва наметившегося улучшения отношений между Римско-католической и Русской Православной Церквами, когда казалось возможным вновь вернуться к обсуждению всего комплекса проблем, существующих между двумя Церквами. В нынешней ситуации ответственность за замораживание официального диалога всецело лежит на ватиканской стороне, и именно ей и надлежит сейчас предпринимать шаги, чтобы вывести двусторонние отношения из глубочайшего кризиса. — Как известно, в 1054 году произошел раскол Христианской Церкви на Восточную и Западную. С тех пор эта проблема остается одной из главных в мировой истории. Мы знаем, что Русская Православная Церковь всегда выступала за диалог с католиками. Считаете ли Вы, Ваше Святейшество, возможной встречу с главой Римской католической церкви для обсуждения накопившихся проблем? Если такая встреча, по Вашему мнению, сейчас невозможна, то что, с Вашей точки зрения, мешает контакту глав двух Церквей и что нужно сделать, чтобы установить доверительные отношения между православными и католиками? — Встреча Предстоятелей двух Церквей не должна и не может быть протокольной, ее функция — в том, чтобы вывести межцерковный диалог на принципиально новый, более высокий уровень. Именно поэтому я всегда говорил о принципиальной возможности такой встречи. Сейчас вероятность контакта глав Церквей выглядит более призрачной, чем до решения Ватикана о создании епархиальной структуры в России: слишком много новых препятствий в отношениях наших Церквей создает это решение. Для того, чтобы моя встреча с Папой Римским состоялась, нужно перестать создавать новые трудности, у нас и так хватает сложностей и проблем, которые нужно решать. Мы ожидаем от католической стороны проявления доброй воли и ответственности за будущее отношений двух Церквей. Вместе с тем, хотел бы сказать, что мы сохраняем добрые отношения с многими епархиями, монастырями, приходами, учебными заведениями и гуманитарными организациями Римско-католической Церкви, и эти отношения показывают: доверительный диалог и взаимное уважение вполне возможны между православными и католиками. Это вселяет надежду, что нынешние трудности все же являются временными и могут быть преодолены в духе любви, следовать которой заповедано всем ученикам Христа. — К сожалению, сейчас мы наблюдаем печальную тенденцию, когда основа духовной жизни Российского государства — православная религия — подвергается недружественному вмешательству со стороны разного рода миссионеров или сектантов типа печально известной японской «Аум синрике», что порой приводит к отпадению части паствы от Церкви. Как смотрит на эту проблему РПЦ и что нужно сделать, чтобы Православная Церковь усилила свои позиции в обществе? — Действительно, в нашей стране, где уже более тысячи лет несет свое служение Русская Православная Церковь, в настоящее время пропагандируют своё учение и создают свои общины множество христианских и нехристианских религиозных организаций и групп. Их активность, которую они называют миссией, а мы — прозелитизмом, направлена на людей, крещенных в Православии или связанных с ним историческими корнями, поэтому деятельность этих групп разрушительна во всех своих проявлениях. Прозелитизм разрушает в людях веру, воспринятую еще в раннем детстве; он разрушает национальную культуру, которая на Руси всегда исходила из евангельского благовестия. Такое миссионерство оскорбляет национальные и религиозные чувства людей, поскольку игнорирует духовные и культурные традиции народа. И главное — такая миссия часто убивает в людях желание искать истинного Бога и истинную веру. Еще большее беспокойство вызывает распространение у нас в стране сект и культов. Так называемые «новые религиозные движения» пытаются пересмотреть всю систему христианских ценностей, ищут мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, обращаются к оккультизму, сатанизму и колдовству. Но больше всего нас заботит судьба сектантов. Обманутые недобросовестными людьми, обогащающимися за их счет, они, как правило, утрачивают не только семью, имущество и социальные связи, но и вообще теряют способность жить в обществе. Совершенно очевидно, что наше противодействие духовной агрессии должно выражаться в средствах, приемлемых для Церкви, у которой не может и не должно быть силового ответа. С одной стороны, мы стараемся заниматься просветительской работой. Существует множество православных миссионерских, образовательных и других православных центров, которые изучают деятельность сект и публикуют результат своих трудов в книгах, журналах, отдельных брошюрах. Прежде всего, это Миссионерский отдел Московского Патриархата, который имеет свой печатный орган — «Миссионерское обозрение». Информационно-консультативные и миссионерские центры есть в Москве, Красноярске, Новосибирске, в Перми и других городах. С другой стороны — мы развиваем активную приходскую жизнь, направляем усилия на религиозное воспитание детей и взрослых, много сил и средств отдаем благотворительности. Другими словами мы стремимся способствовать разрешению духовных и социальных проблем, стоящих перед нашим обществом в настоящее время. И мы уверены, что полноценная церковная жизнь не оставит места сектантским заблуждениям. ОВЦС МП