«ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАМОРАЖИВАНИЕ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОКОГО ДИАЛОГА ВСЕЦЕЛО ЛОЖИТСЯ НА ВАТИКАН»
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «Асахи» (Япония)
— В последнее время, как нам кажется, Римская католическая церковь пытается усилить свое влияние на географических и духовных просторах России. С этим, наверно, связано и одностороннее решение Ватикана преобразовать свои церковные структуры на российской территории. Как Русская Православная Церковь относится к такой политике католического руководства?
— Мы расцениваем принятое Святым Престолом решение как демонстрацию недружественных намерений по отношению к Церкви, которую на протяжении последних трех десятилетий Ватикан именовал «Сестрой». Наше понимание сестринских отношений исключает возможность односторонних шагов без консультаций друг с другом, без уважения к взглядам партнера по диалогу. Особенно удивляет, что подобные события происходят в период едва наметившегося улучшения отношений между Римско-католической и Русской Православной Церквами, когда казалось возможным вновь вернуться к обсуждению всего комплекса проблем, существующих между двумя Церквами. В нынешней ситуации ответственность за замораживание официального диалога всецело лежит на ватиканской стороне, и именно ей и надлежит сейчас предпринимать шаги, чтобы вывести двусторонние отношения из глубочайшего кризиса.
— Как известно, в 1054 году произошел раскол Христианской Церкви на Восточную и Западную. С тех пор эта проблема остается одной из главных в мировой истории. Мы знаем, что Русская Православная Церковь всегда выступала за диалог с католиками. Считаете ли Вы, Ваше Святейшество, возможной встречу с главой Римской католической церкви для обсуждения накопившихся проблем? Если такая встреча, по Вашему мнению, сейчас невозможна, то что, с Вашей точки зрения, мешает контакту глав двух Церквей и что нужно сделать, чтобы установить доверительные отношения между православными и католиками?
— Встреча Предстоятелей двух Церквей не должна и не может быть протокольной, ее функция — в том, чтобы вывести межцерковный диалог на принципиально новый, более высокий уровень. Именно поэтому я всегда говорил о принципиальной возможности такой встречи. Сейчас вероятность контакта глав Церквей выглядит более призрачной, чем до решения Ватикана о создании епархиальной структуры в России: слишком много новых препятствий в отношениях наших Церквей создает это решение. Для того, чтобы моя встреча с Папой Римским состоялась, нужно перестать создавать новые трудности, у нас и так хватает сложностей и проблем, которые нужно решать. Мы ожидаем от католической стороны проявления доброй воли и ответственности за будущее отношений двух Церквей. Вместе с тем, хотел бы сказать, что мы сохраняем добрые отношения с многими епархиями, монастырями, приходами, учебными заведениями и гуманитарными организациями Римско-католической Церкви, и эти отношения показывают: доверительный диалог и взаимное уважение вполне возможны между православными и католиками. Это вселяет надежду, что нынешние трудности все же являются временными и могут быть преодолены в духе любви, следовать которой заповедано всем ученикам Христа.
— К сожалению, сейчас мы наблюдаем печальную тенденцию, когда основа духовной жизни Российского государства — православная религия — подвергается недружественному вмешательству со стороны разного рода миссионеров или сектантов типа печально известной японской «Аум синрике», что порой приводит к отпадению части паствы от Церкви. Как смотрит на эту проблему РПЦ и что нужно сделать, чтобы Православная Церковь усилила свои позиции в обществе?
— Действительно, в нашей стране, где уже более тысячи лет несет свое служение Русская Православная Церковь, в настоящее время пропагандируют своё учение и создают свои общины множество христианских и нехристианских религиозных организаций и групп. Их активность, которую они называют миссией, а мы — прозелитизмом, направлена на людей, крещенных в Православии или связанных с ним историческими корнями, поэтому деятельность этих групп разрушительна во всех своих проявлениях. Прозелитизм разрушает в людях веру, воспринятую еще в раннем детстве; он разрушает национальную культуру, которая на Руси всегда исходила из евангельского благовестия. Такое миссионерство оскорбляет национальные и религиозные чувства людей, поскольку игнорирует духовные и культурные традиции народа. И главное — такая миссия часто убивает в людях желание искать истинного Бога и истинную веру.
Еще большее беспокойство вызывает распространение у нас в стране сект и культов. Так называемые «новые религиозные движения» пытаются пересмотреть всю систему христианских ценностей, ищут мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, обращаются к оккультизму, сатанизму и колдовству. Но больше всего нас заботит судьба сектантов. Обманутые недобросовестными людьми, обогащающимися за их счет, они, как правило, утрачивают не только семью, имущество и социальные связи, но и вообще теряют способность жить в обществе.
Совершенно очевидно, что наше противодействие духовной агрессии должно выражаться в средствах, приемлемых для Церкви, у которой не может и не должно быть силового ответа. С одной стороны, мы стараемся заниматься просветительской работой. Существует множество православных миссионерских, образовательных и других православных центров, которые изучают деятельность сект и публикуют результат своих трудов в книгах, журналах, отдельных брошюрах. Прежде всего, это Миссионерский отдел Московского Патриархата, который имеет свой печатный орган — «Миссионерское обозрение». Информационно-консультативные и миссионерские центры есть в Москве, Красноярске, Новосибирске, в Перми и других городах.
С другой стороны — мы развиваем активную приходскую жизнь, направляем усилия на религиозное воспитание детей и взрослых, много сил и средств отдаем благотворительности. Другими словами мы стремимся способствовать разрешению духовных и социальных проблем, стоящих перед нашим обществом в настоящее время. И мы уверены, что полноценная церковная жизнь не оставит места сектантским заблуждениям.
ОВЦС МП
— В последнее время, как нам кажется, Римская католическая церковь пытается усилить свое влияние на географических и духовных просторах России. С этим, наверно, связано и одностороннее решение Ватикана преобразовать свои церковные структуры на российской территории. Как Русская Православная Церковь относится к такой политике католического руководства?
— Мы расцениваем принятое Святым Престолом решение как демонстрацию недружественных намерений по отношению к Церкви, которую на протяжении последних трех десятилетий Ватикан именовал «Сестрой». Наше понимание сестринских отношений исключает возможность односторонних шагов без консультаций друг с другом, без уважения к взглядам партнера по диалогу. Особенно удивляет, что подобные события происходят в период едва наметившегося улучшения отношений между Римско-католической и Русской Православной Церквами, когда казалось возможным вновь вернуться к обсуждению всего комплекса проблем, существующих между двумя Церквами. В нынешней ситуации ответственность за замораживание официального диалога всецело лежит на ватиканской стороне, и именно ей и надлежит сейчас предпринимать шаги, чтобы вывести двусторонние отношения из глубочайшего кризиса.
— Как известно, в 1054 году произошел раскол Христианской Церкви на Восточную и Западную. С тех пор эта проблема остается одной из главных в мировой истории. Мы знаем, что Русская Православная Церковь всегда выступала за диалог с католиками. Считаете ли Вы, Ваше Святейшество, возможной встречу с главой Римской католической церкви для обсуждения накопившихся проблем? Если такая встреча, по Вашему мнению, сейчас невозможна, то что, с Вашей точки зрения, мешает контакту глав двух Церквей и что нужно сделать, чтобы установить доверительные отношения между православными и католиками?
— Встреча Предстоятелей двух Церквей не должна и не может быть протокольной, ее функция — в том, чтобы вывести межцерковный диалог на принципиально новый, более высокий уровень. Именно поэтому я всегда говорил о принципиальной возможности такой встречи. Сейчас вероятность контакта глав Церквей выглядит более призрачной, чем до решения Ватикана о создании епархиальной структуры в России: слишком много новых препятствий в отношениях наших Церквей создает это решение. Для того, чтобы моя встреча с Папой Римским состоялась, нужно перестать создавать новые трудности, у нас и так хватает сложностей и проблем, которые нужно решать. Мы ожидаем от католической стороны проявления доброй воли и ответственности за будущее отношений двух Церквей. Вместе с тем, хотел бы сказать, что мы сохраняем добрые отношения с многими епархиями, монастырями, приходами, учебными заведениями и гуманитарными организациями Римско-католической Церкви, и эти отношения показывают: доверительный диалог и взаимное уважение вполне возможны между православными и католиками. Это вселяет надежду, что нынешние трудности все же являются временными и могут быть преодолены в духе любви, следовать которой заповедано всем ученикам Христа.
— К сожалению, сейчас мы наблюдаем печальную тенденцию, когда основа духовной жизни Российского государства — православная религия — подвергается недружественному вмешательству со стороны разного рода миссионеров или сектантов типа печально известной японской «Аум синрике», что порой приводит к отпадению части паствы от Церкви. Как смотрит на эту проблему РПЦ и что нужно сделать, чтобы Православная Церковь усилила свои позиции в обществе?
— Действительно, в нашей стране, где уже более тысячи лет несет свое служение Русская Православная Церковь, в настоящее время пропагандируют своё учение и создают свои общины множество христианских и нехристианских религиозных организаций и групп. Их активность, которую они называют миссией, а мы — прозелитизмом, направлена на людей, крещенных в Православии или связанных с ним историческими корнями, поэтому деятельность этих групп разрушительна во всех своих проявлениях. Прозелитизм разрушает в людях веру, воспринятую еще в раннем детстве; он разрушает национальную культуру, которая на Руси всегда исходила из евангельского благовестия. Такое миссионерство оскорбляет национальные и религиозные чувства людей, поскольку игнорирует духовные и культурные традиции народа. И главное — такая миссия часто убивает в людях желание искать истинного Бога и истинную веру.
Еще большее беспокойство вызывает распространение у нас в стране сект и культов. Так называемые «новые религиозные движения» пытаются пересмотреть всю систему христианских ценностей, ищут мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, обращаются к оккультизму, сатанизму и колдовству. Но больше всего нас заботит судьба сектантов. Обманутые недобросовестными людьми, обогащающимися за их счет, они, как правило, утрачивают не только семью, имущество и социальные связи, но и вообще теряют способность жить в обществе.
Совершенно очевидно, что наше противодействие духовной агрессии должно выражаться в средствах, приемлемых для Церкви, у которой не может и не должно быть силового ответа. С одной стороны, мы стараемся заниматься просветительской работой. Существует множество православных миссионерских, образовательных и других православных центров, которые изучают деятельность сект и публикуют результат своих трудов в книгах, журналах, отдельных брошюрах. Прежде всего, это Миссионерский отдел Московского Патриархата, который имеет свой печатный орган — «Миссионерское обозрение». Информационно-консультативные и миссионерские центры есть в Москве, Красноярске, Новосибирске, в Перми и других городах.
С другой стороны — мы развиваем активную приходскую жизнь, направляем усилия на религиозное воспитание детей и взрослых, много сил и средств отдаем благотворительности. Другими словами мы стремимся способствовать разрешению духовных и социальных проблем, стоящих перед нашим обществом в настоящее время. И мы уверены, что полноценная церковная жизнь не оставит места сектантским заблуждениям.
ОВЦС МП
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ОТВЕТИЛ НА ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПО ПОВОДУ СОБЫТИЙ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
В связи с продолжающимся противостоянием в Святой Земле Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 17 апреля обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом возвысить голос в защиту мира на Ближнем Востоке и неприкосновенности святынь, расположенных в Палестине, обратив особое внимание на положение вокруг храма Рождества Христова в Вифлееме.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заверил, что всецело разделяет выраженную в обращении Главы Константинопольской Церкви душевную боль по поводу скорбных событий на Святой Земле. «Насилие и убийство всегда являются трагедией, кровопролитие же на Земле, освященной воплощением, жизнью, проповедью, страданиями и крестной смертью Господа и Бога нашего Иисуса Христа, воспринимается Нами как сугубый грех и причиняет особую скорбь», — сказано в ответном послании Святейшего Патриарха Алексия.
В заключение Святейший Патриарх Алексий отметил важность особенно усердной молитвы о мире в наступившие дни воспоминания Страстей Господних. «Уповаем, что нашими общими молитвами и усилиями на многострадальную Святую Землю вернется взаимопонимание», — говорится в послании.
ОВЦС МП
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заверил, что всецело разделяет выраженную в обращении Главы Константинопольской Церкви душевную боль по поводу скорбных событий на Святой Земле. «Насилие и убийство всегда являются трагедией, кровопролитие же на Земле, освященной воплощением, жизнью, проповедью, страданиями и крестной смертью Господа и Бога нашего Иисуса Христа, воспринимается Нами как сугубый грех и причиняет особую скорбь», — сказано в ответном послании Святейшего Патриарха Алексия.
В заключение Святейший Патриарх Алексий отметил важность особенно усердной молитвы о мире в наступившие дни воспоминания Страстей Господних. «Уповаем, что нашими общими молитвами и усилиями на многострадальную Святую Землю вернется взаимопонимание», — говорится в послании.
ОВЦС МП
ПАРЛАМЕНТАРИИ ОБСУДИЛИ ПОЛОЖЕНИЕ ЭСТОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации Д.О.Рогозин во главе парламентской делегации 29−30 апреля 2002 г. посетил Эстонию, где с депутатами эстонского парламента обсуждал, в частности, последствия недавней регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
По мнению представителя российской законодательной власти, приведенному газетой «Молодежь Эстонии», регистрация «стала символом готовности эстонского правительства к сотрудничеству с Россией». Вместе с тем, как сообщило агентство BNS, Дмитрий Рогозин выразил уверенность, что теперь эстонская сторона должна сделать следующий шаг — признать равноправие, в том числе и в отношении права собственности, ЭПЦ МП и ранее зарегистрированной церковной структуры, находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Глава российской делегации напомнил, что существующие ныне в Эстонии проблемы между Московским и Константинопольским Патриархатами во многом были порождены определенной политикой прежнего государственного руководства, которое отказывалось зарегистрировать ЭПЦ МП. При этом был особо упомянут факт вмешательства государства во внутрицерковные дела — «обращение Леннарта Мери и Марта Лаара непосредственно к Патриарху Константинопольскому с просьбой признать Эстонию территорией юрисдикции Константинопольского Патриархата». По мнению Д.О.Рогозина, «сегодня только Правительство Эстонии может выступить арбитром, поскольку оно в какой-то степени и инициировало эту ситуацию. Ему придется, конечно, очень тонко, деликатно, руководить предметом спора».
Комментируя для газеты «Эстония» состоявшиеся дискуссии, председатель парламентской фракции Объединенной народной партии Эстонии Виктор Андреев констатировал согласие сторон, что «пройден только первый этап урегулирования конфликта. Зарегистрированный устав еще не определяет права собственности. Он определяет лишь статус ЭПЦ МП как юридического лица. Поэтому на встрече с Д. Рогозиным обсуждалась возможность начала второго этапа примирения — то есть решение спора вокруг собственности, а также роль депутатов Парламента Эстонии, которая в данном случае достаточна важна».
В интервью агентству BNS В. Андреев напомнил, что делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов уже давно был подписан Берлинский протокол, который заложил основу решения имущественного конфликта. «Если бы стороны придерживались положений этого протокола, процесс регистрации устава ЭПЦ МП был бы конечным этапом решения церковного конфликта», — отметил В.Андреев.
Как сообщала ранее Служба коммуникации Московского Патриархата, проект соглашения, разработанный представителями двух Патриархатов в Берлине в феврале 2001 года, был тогда же одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви. К сожалению, от Священного Синода Константинопольского Патриархата до сих пор не получено официального ответа об одобрении данного документа.
ОВЦС МП
По мнению представителя российской законодательной власти, приведенному газетой «Молодежь Эстонии», регистрация «стала символом готовности эстонского правительства к сотрудничеству с Россией». Вместе с тем, как сообщило агентство BNS, Дмитрий Рогозин выразил уверенность, что теперь эстонская сторона должна сделать следующий шаг — признать равноправие, в том числе и в отношении права собственности, ЭПЦ МП и ранее зарегистрированной церковной структуры, находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Глава российской делегации напомнил, что существующие ныне в Эстонии проблемы между Московским и Константинопольским Патриархатами во многом были порождены определенной политикой прежнего государственного руководства, которое отказывалось зарегистрировать ЭПЦ МП. При этом был особо упомянут факт вмешательства государства во внутрицерковные дела — «обращение Леннарта Мери и Марта Лаара непосредственно к Патриарху Константинопольскому с просьбой признать Эстонию территорией юрисдикции Константинопольского Патриархата». По мнению Д.О.Рогозина, «сегодня только Правительство Эстонии может выступить арбитром, поскольку оно в какой-то степени и инициировало эту ситуацию. Ему придется, конечно, очень тонко, деликатно, руководить предметом спора».
Комментируя для газеты «Эстония» состоявшиеся дискуссии, председатель парламентской фракции Объединенной народной партии Эстонии Виктор Андреев констатировал согласие сторон, что «пройден только первый этап урегулирования конфликта. Зарегистрированный устав еще не определяет права собственности. Он определяет лишь статус ЭПЦ МП как юридического лица. Поэтому на встрече с Д. Рогозиным обсуждалась возможность начала второго этапа примирения — то есть решение спора вокруг собственности, а также роль депутатов Парламента Эстонии, которая в данном случае достаточна важна».
В интервью агентству BNS В. Андреев напомнил, что делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов уже давно был подписан Берлинский протокол, который заложил основу решения имущественного конфликта. «Если бы стороны придерживались положений этого протокола, процесс регистрации устава ЭПЦ МП был бы конечным этапом решения церковного конфликта», — отметил В.Андреев.
Как сообщала ранее Служба коммуникации Московского Патриархата, проект соглашения, разработанный представителями двух Патриархатов в Берлине в феврале 2001 года, был тогда же одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви. К сожалению, от Священного Синода Константинопольского Патриархата до сих пор не получено официального ответа об одобрении данного документа.
ОВЦС МП
ПОСЛАННИК ВАТИКАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Как сообщает агентство Reuters, 2 мая в Иерусалиме состоялась встреча между специальным посланником Ватикана на Ближнем Востоке, кардиналом Роджером Этчегарэйем и президентом Израиля Моше Кацавом.
По вполне понятным причинам, речь в ходе встречи шла о ситуации вокруг базилики Рождества Христова в Бейт-Лехеме (Вифлееме).
«Я прибыл на Святую землю с миссией мира, чтобы попросить Израиль сделать все возможное и как можно скорее найти выход из трагической ситуации в Вифлееме. В моем лице Ватикан обращается к конфликтующим сторонам с призывом: верните церковь Рождества Христова служителям Господа!», — заявил кардинал Роджер Этчегарэй.
По словам представителя Ватикана, базилика находится в опасности, поскольку обе стороны вооружены, и именно поэтому должны быть предприняты все шаги для ослабления напряжения в районе комплекса.
Напомним, что палестинские «переговорщики» потребовали 2 мая проведения дополнительной встречи с представителями Израиля для обсуждения вопросов, которые бы привели к окончанию противостояния в Вифлееме.
Не успев направить официальному Иерусалиму свое предложение, палестинцы тут же заявили представителям прессы о том, что «Израиль никак не прореагировал на очередную инициативу руководства ПА».
MIGnews.com
По вполне понятным причинам, речь в ходе встречи шла о ситуации вокруг базилики Рождества Христова в Бейт-Лехеме (Вифлееме).
«Я прибыл на Святую землю с миссией мира, чтобы попросить Израиль сделать все возможное и как можно скорее найти выход из трагической ситуации в Вифлееме. В моем лице Ватикан обращается к конфликтующим сторонам с призывом: верните церковь Рождества Христова служителям Господа!», — заявил кардинал Роджер Этчегарэй.
По словам представителя Ватикана, базилика находится в опасности, поскольку обе стороны вооружены, и именно поэтому должны быть предприняты все шаги для ослабления напряжения в районе комплекса.
Напомним, что палестинские «переговорщики» потребовали 2 мая проведения дополнительной встречи с представителями Израиля для обсуждения вопросов, которые бы привели к окончанию противостояния в Вифлееме.
Не успев направить официальному Иерусалиму свое предложение, палестинцы тут же заявили представителям прессы о том, что «Израиль никак не прореагировал на очередную инициативу руководства ПА».
MIGnews.com
В ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА В ВИФЛЕЕМЕ СНОВА НАЧАЛСЯ БОЙ
В ночь на четверг на территории церкви Рождества в Вифлееме вновь начался бой между израильскими войсками и засевшими в ней палестинцами. Агентство Associated Press сообщает, что нынешний бой — один из самых ожесточённых со времени начала осады.
После начала перестрелки на территории православного сектора церковного комплекса возник пожар, впоследствии прекратившийся. Израильские солдаты застрелили одного и ранили двоих палестинцев. Как передает корреспондент РИА «Новости», по словам представителей израильской армии, палестинцы были вооружены.
В настоящее время в церкви находятся около 200 человек. Среди них — губернатор Вифлеема Мохаммед аль-Мадани, который заявил агентству Reuters, что при пожаре пострадало три человека.
Представители израильской армии сообщили, что, по их данным, зданиям комплекса не было причинено серьёзного ущерба.
Сообщается, что после того, как израильтяне начали запускать осветительные ракеты, интенсивность перестрелки значительно снизилась.
Однако через некоторое время на Ясельной площади перед церковью произошёл сильный взрыв, передаёт CNN. Подробности происшествия не уточняются.
Lenta.Ru
После начала перестрелки на территории православного сектора церковного комплекса возник пожар, впоследствии прекратившийся. Израильские солдаты застрелили одного и ранили двоих палестинцев. Как передает корреспондент РИА «Новости», по словам представителей израильской армии, палестинцы были вооружены.
В настоящее время в церкви находятся около 200 человек. Среди них — губернатор Вифлеема Мохаммед аль-Мадани, который заявил агентству Reuters, что при пожаре пострадало три человека.
Представители израильской армии сообщили, что, по их данным, зданиям комплекса не было причинено серьёзного ущерба.
Сообщается, что после того, как израильтяне начали запускать осветительные ракеты, интенсивность перестрелки значительно снизилась.
Однако через некоторое время на Ясельной площади перед церковью произошёл сильный взрыв, передаёт CNN. Подробности происшествия не уточняются.
Lenta.Ru
ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ
24−27 апреля 2002 года в Сигрисвиле, Швейцария, состоялось очередное заседание комиссии «Церковь и общество» Конференции Европейских Церквей.
Обсуждались итоги работы комиссии и ее аппарата за прошедший год, изменения, произошедшие в мире после 11 сентября, вопросы взаимодействия христианских церквей с другими институтами гражданского общества, правительствами разных стран и международными организациями. На данном заседании комиссия начала процесс переоценки методов и механизмов своей деятельности.
В заседании принял участие протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС, вице-модератор комиссии.
ОВЦС МП
Обсуждались итоги работы комиссии и ее аппарата за прошедший год, изменения, произошедшие в мире после 11 сентября, вопросы взаимодействия христианских церквей с другими институтами гражданского общества, правительствами разных стран и международными организациями. На данном заседании комиссия начала процесс переоценки методов и механизмов своей деятельности.
В заседании принял участие протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС, вице-модератор комиссии.
ОВЦС МП