Новую инициативу китайских властей ждет полный провал
Китай стремится подчинить себе тибетский буддизм…
Китай сделал еще один шаг на пути создания в стране подконтрольного центра тибетского буддизма, который в будущем должен возглавить ставленник китайских властей, и таким образом укрепить власть Китая не только над оккупированным Тибетом, но и во всем буддийском мире. С 1 сентября в Китае вступили в силу новые правила, в соответствии с которыми китайское правительство получает большее влияние на процедуру избрания тибетскими монахами мирового лидера буддистов — Далай-ламы, находящегося в настоящее время в бегах, передает Newsru.com.
По новым правилам процесс реинкарнации Далай-ламы должен будет получать одобрение со стороны китайских властей. Данное постановление государственного управления по религиозным вопросам, в котором усматривается стремление ограничить влияние Далай-лам в Тибете, уже вступило в силу. При этом в постановлении говорится, что Пекин не потерпит «вмешательства» в этот процесс человека или организации из-за границы (речь идет, в первую очередь, о нынешнем Далай ламе XIV, который после оккупации Тибета китайскими войсками и подавления на его территории антикитайского восстания в 1959 году вынужден был бежать из страны и временно поселиться на территории Индии, где он создал Тибетское правительство в изгнании).
В 1995 году нынешний Далай лама назвал своего преемника, избрав им шестилетнего мальчика. Три дня спустя этот ребенок вместе с родителями исчез (по сообщениям некоторых СМИ, его выкрали китайские спецслужбы). Официальный Пекин при этом «номинировал» на пост следующего духовного лидера тибетцев другого мальчика, который также скрывается. Как передает из Пекина Би-Би-Си, желание китайского правительства взять процесс под свой контроль во многом объясняется теми проблемами, которые у Пекина возникают с нынешним Далай-ламой.
C 1959 года, когда он бежал из Тибета, Далай-лама путешествует по всему миру, пропагандируя необходимость освобождения Тибета от китайской оккупации. Эти поездки раздражают китайские власти, которые регулярно называют его сепаратистом, намеревающимся отделить Тибет от Китая. Однако в связи с тем, что Далай-лама живет не в Китае, а в Индии, у Пекина практически нет рычагов влияния на его деятельность.
Таким образом, Китай пытается поставить под свой полный контроль одну из мировых религий, представители которой насчитывают, по меньшей мере, свыше 300 млн. человек и проживают не только на территории Китайской Народной Республики, но и в других государствах, в том числе, и в России. Это не может не беспокоить мировое сообщество, так как полная зависимость лидеров мирового буддизма от политического руководства одной страны, в условиях когда тибетский буддизм распространен во всем мире, чревата возникновением новых межгосударственных конфликтов.
В связи с этим представители американской правительственной комиссии по международной свободе вероисповедания уже заявили, что новые правила подрывают право религиозных общин на избрание собственных руководителей. В Москве пока никак не отреагировали на действия китайских властей. Впрочем, это и не удивительно — 2007 год объявлен в России годом Китая, и в условиях, когда российско-китайские отношения в последнее время динамично развиваются, Москва вряд ли пойдет на то, чтобы портить их из-за Далай-ламы.
Вместе с тем, очевидно, что России крайне невыгодна полная монополизация буддизма соседним Китаем. Однако, пока российско-китайское партнёрство будет стабильным, путь Далай-ламе в Россию будет заказан. Характерно, что нормализация отношений с Тибетским правительством в изгнании всегда оборачивалась для России ухудшением отношений с Китаем и наоборот. Далай-лама посещал Россию уже семь раз, и всякий раз это происходило во время охлаждения отношений Пекина и Москвы: трижды в советский период — в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию.
В 1994 году он вновь побывал в Москве, а в 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В 1994, находясь в Москве, Далай-лама даже выступал в Госдуме. Однако с 2001 по 2004 Россия отказывала лидеру тибетских буддистов в предоставлении въездной визы и тем самым фактически давала Китаю сигнал для нормализации отношений. Однако в ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Далай-лама все-таки прибыл с кратким визитом в буддийскую Калмыкию, что вызвало бурную негативную реакцию китайских властей. С тех пор, Москва весьма осторожно относится к подобным контактам.
При этом в Кремле, по всей видимости, полагают, что в случае провозглашения следующим Далай-ламой ставленника Пекина, для России не произойдет ничего ужасного. Как пояснили «Русской линии» в московском Центре тибетской культуры и информации «Сохраним Тибет!», «подобные меры китайских властей не новость — Пекин уже давно пытается постностью подчинить себе представителей тибетского буддизма, однако пока безрезультатно». «Конечно, в случае провозглашения Пекином нового Далай-ламы, жители оккупированного Тибета под давлением китайских властей признают этот шаг. Однако, буддийское сообщество вне Китая никогда не пойдет на это. Новую инициативу китайских властей ждет полный провал», — отметил наш собеседник. Русская линия