В Бари открывается православно-католическая богословская встреча
В городе Бари в Италии 11 мая началась XIV встреча православных и католических теологов на тему «Богословский православно-католический диалог между памятью и пророчеством». Она организованна Институтом экуменического знания им. св. Николая (Барии) в сотрудничестве с центром отцов-доминиканцев «Сальваторе Манна», передает ИТАР-ТАСС. Двухдневная встреча подведет первые итоги работы совместной международной комиссии по православно-католическому диалогу, официально возобновившей свою деятельность в 2005 году, после «тупика», в котором она оказалась во время встречи в Балтиморе в 2000 году. «Богословский факультет университета в Апулии, — говорится в сообщении пресс-службы Ватикана, — воспринял эту весть с особым интересом, и с помощью этой инициативы намерен придать больший размах и жизнеспособность экуменической деятельности, взывая к живым силам Церквей Востока и Запада». Между тем, суть вопроса, обсуждение которого в 2000 году закончилось безрезультатно, как раз и состояло в том, что Католической церкви необходимо было умерить свой прозелетический аппетит и сделать шаг к улучшению ситуации между православными и католиками не только на словах, но и на деле. Напомним, что Совместная межцерковная богословская комиссия по экуменическому диалогу была учреждена в 1979 году. На заседании в Балтиморе в 2000 году диалог между Православными Церквами и Римско-католической церковью зашел в тупик в связи отказом римско-католической стороны признать проблемы, связанные с униатскими церквами. На подготовительных встречах в Риме и в Ариччиа в 1997 и 1998 годах был принят предварительный текст, в котором говорилось о том, что уния — явление ненормальное, поскольку она, во-первых, самим фактом своего существования ставит под вопрос спасительность Поместных Церквей, во-вторых, противоречит фундаментальному экклезиологическому принципу, согласно которому в определенном месте должна быть только одна Церковь и один епископ, и в-третьих, предполагает концепцию вселенской юрисдикции Римского епископа, неприемлемую для православного богословия. Однако, в ходе встречи в Балтиморе выяснилось, что католическая сторона фактически отказывается от уже достигнутых предварительных договоренностей, зафиксированных в документах встреч в Риме и Арриччиа в 1997−98 годах. В частности, в Балтиморе было заявлено, что католическая сторона считает униатство с точки зрения канонической и экклезиологической абсолютно нормальным явлением, поскольку униаты находятся в общении с Римом. После недели бесполезных прений диалог был приостановлен без каких бы то ни было планов его продолжения в будущем. Русская линия