В Париже состоялась международная конференция «Образование в духе толерантности: проблема оживления антисемитизма»
12−14 мая 2003 года в здании ЮНЕСКО в Париже состоялась международная конференция «Образование в духе толерантности: проблема оживления антисемитизма». Конференция, организованная ЮНЕСКО и Центром Симона Визенталя, собрала представителей различных религий, ученого мира, еврейских общин из разных стран. Среди участников был протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В своем выступлении отец Всеволод подтвердил решительное осуждение Русской Православной Церковью любых форм национальной вражды и нетерпимости. По его словам, не следует использовать вопрос антисемитизма для приглушения дискуссии о реальных мировых проблемах, в том числе о ближневосточном урегулировании, о глобальной экономической и социальной справедливости. Но точно так же недопустимо злоупотребление этими проблемами для разжигания антисемитизма, для оправдания агрессивных акций, причиняющих страдания людям. По мнению отца Всеволода, одним из средств уврачевания национальной вражды является межрелигиозный диалог. «Многие религиозные общины, — сказал на конференции представитель ОВЦС МП, — сегодня возвращаются к своим корням, стремятся по-новому обрести то, что они считают единственной истиной. Наверное, „диалог смешения“, а тем более „диалог релятивизмов“ должен уступить место „диалогу целостностей“. В таком диалоге каждая религиозно-культурная традиция должна не отказываться от себя, не приходить к „общему знаменателю“, но раскрываться максимально свободно — как на уровне личной духовности, так и на уровне социального устройства. Быть может, такое свободное развитие дает больше поводов для конфликта, чем нивелировка религий и культур. Однако нивелировка и тем более унификация чреваты конфликтом глобальным — конфликтом веры против неверия, традиции против релятивизма. Мы должны перестать стесняться быть самими собой — евреи, мусульмане, христиане, верующие других религий, гуманисты. И в то же время мы призваны уважать друг друга — с нашими убеждениями, традициями, образом жизни личности, семьи и общества. Уважать, отвергая самую мысль о необходимости исключить, маргинализовать или „переделать“ один другого». ОВЦС МП