Валерий Андреев: «Если нет совести, то никакая бумажка не поможет»
Петербургский экономист скептически отнесся к идее внедрения «кодекса нравственности экономики»…
«Это вопрос нравственности и личного выбора человека. Как сказал Апостол Павел: „Все мне позволительно, но не все полезно“ (1 Кор. 6, 12). Что мы можем сделать? Все, но не все надо делать. На самом деле нам не нужно никакого специального кодекса. Не секрет, что на Руси купцы никогда не заключали между собой письменных договоров. Все держалось на честном слове. Слово не выдержать — это было последнее дело. Все слышали слово „разгильдяй“. А что оно обозначает? Это слово обозначает человека, которого выгнали из купеческой гильдии. Такой человек был пропащим, его никуда не принимали. Достаточно было хоть раз нарушить слово», — заявил в интервью «Русской линии» доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Санкт-Петербургского института машиностроения профессор Валерий Андреев, комментируя намерение ввести в Белоруссии «кодекс нравственности экономики».
Как передает сайт Капитал. By, в Белоруссии появится «кодекс нравственности экономики», который предполагает создание совершенно новой модели развития страны. Об этом сообщил профессор БГУ, доктор экономических наук Валерий Байнев. По его словам, одним из главных аспектов кодекса станет отказ от рыночной экономики, так как она «разобщающая и паразитирующая». «Она с Запада нам имплантирована. Она уже достаточно обветшала и устарела, но эта доктрина сегодня доминирует», — заявил профессор. По его мнению, в Белоруссии должна быть трудовая экономическая парадигма, которая должна стать основой развития страны. Профессор считает, что разрушение белорусской экономики происходит по двум причинам и первая из них — либерально-рыночные реформы. «Второй фактор нашего порабощения — монитарный», — приводит слова Валерия Байнева «Ежедневник».
Профессор убежден, что насаждение западных ценностей лежит в основе деидеологизации белорусского общества. По его словам, новая экономическая модель Белоруссии должна держаться на трех китах. Первый — государственная власть для служения, а не для корыстного стяжания. Второй — приоритетность обязанностей, а не прав у власти перед народом. Третий — первичность нравственного начала, а не только юридического.
«Мы на экономическом факультете разработали расчетные критерии нравственности экономики. И теперь мы можем подсчитать, какая экономика нравственная, а какая менее нравственная. Целевой функцией нравственной экономики мы объявили расширенное воспроизводство нации. Не прибыль для избранных ради использования всех остальных в качестве приобретаемого на рынках труда ресурса, наряду со скотом, удобрениями и всем остальным, а именно расширенное воспроизводство нации, когда нас становится больше, когда наши мужчины становятся умнее, женщины красивее и добрее, а дети многочисленнее и улыбчивее. К сожалению, частнокапиталистическая экономика не отвечает этим критериям. Она безнравственна по сути», — пояснил профессор.
Как отметил В. Андреев, «гильдия отвечала перед государством за человека». «Она платила налоги за человека, и государство ничего не теряло. Налоговую инспекцию в те времена не надо было создавать. Так что система была простая — платили с установленного капитала. Больший капитал давал больше прав, меньший — меньше прав. Никто прибыль не высчитывал», — продолжил эксперт.
«Весь вопрос заключен в совести человеческой. Моральный кодекс написали строители коммунизма. Что-нибудь изменилось с его появлением? Помогло это выжить Советскому Союзу? Кодекс оказался пустым, он нам не помог. Вообще, такой кодекс у нас уже есть. Его приняли еще на Всемирном Русском Народном Соборе в 2004 г. Это Свод нравственных принципов и правил в экономике, который предложен для добровольного принятия руководителями предприятий и организаций. Этот документ, одобренный Святейшим Патриархом Алексием, был опубликован, поэтому его можно почитать. Кроме того, в Основах социальной концепции РПЦ прописаны определенные требования, от которых никуда не денешься. Однако, если нет совести, то никакая бумажка не поможет», — резюмировал Валерий Андреев. Русская линия
Валерий Андреев: «Если нет совести, то никакая бумажка не поможет» Петербургский экономист скептически отнесся к идее внедрения «кодекса нравственности экономики»...