Юрий Косов: В ближайшее время Евросоюз не превратится в супергосударство
Эксперт о политическом раскладе накануне выборов первого президента ЕС…
«19 ноября планируется обсуждение кандидатур новых лидеров Европейского Союза — президента и министра иностранных дел. Этот вопрос стал важен для Европейского Союза особенно после подписания Лиссабонского протокола. Европейский Союз все больше напоминает конфедерацию. Пока трудно определить, какой из кандидатов в президенты Евросоюза имеет наибольшие шансы, так как круг кандидатов велик, к тому же, пока нет явного лидера», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России доктор философских наук профессор Юрий Косов, говоря о предстоящих выборах первого президента Европейского Союза.
Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на информированные европейские дипломатические источники, рейтинговый список кандидатов на пост президента Европейского Союза, который возглавил премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей, составлен председателем Евросоюза Швецией. Список, который еще может быть дополнен, выносится на предстоящий 19 ноября в Брюсселе саммит Евросоюза. Ожидается, что имя первого президента ЕС станет известно уже в этот день. На второй позиции в рейтинге находится нынешний премьер- министр Нидерландов Ян Петер Балкененде. На третьей — глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
Есть еще два кандидата, которые могут стать фаворитами, если по каким-то причинам первая тройка будет отвергнута лидерами 27 стран ЕС. Это бывший президент Латвии Вайра-Вике Фрейберга и премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт. Бывший глава правительства Великобритании Тони Блэр, который был до недавнего времени фаворитом на пост президента ЕС, находится на шестом месте в списке и его шансы оцениваются сейчас как один из пяти. Блэр лишился каких-либо ясных перспектив на избрание в результате того, что внутри Евросоюза возобладал подход, согласно которому первым президентом должен стать неконфронтационный, способный добиться широкого компромисса со всеми лидерами союза политик. При этом желательно, чтобы он представлял одну из малых стран ЕС.
Как отмечает сегодня выходящая в Лондоне американская газета «Уолл-стрит Джорнэл Юроп», Швеция намерена на предстоящем саммите преодолеть ситуацию неопределенности и выйти на него с очень узким кругом кандидатов. Именно поэтому окончательный список претендентов на пост президента ЕС будет официально представлен только после того, как на ведущихся сейчас консультациях его одобрят все страны Евросоюза.
Должность президента ЕС введена Лиссабонским соглашением. Оно ратифицировано всеми странами ЕС и вступает в силу 1 декабря текущего года. Ожидается, что к этой дате президент ЕС уже будет избран. Голосование по кандидатурам президента Евросоюза состоится после завершения лидерами ЕС вечером 19 ноября рабочего ужина. Решение будет приниматься квалифицированным большинством, что дает преимущество крупным странам ЕС, так как они имеют большее количество голосов.
«Мне кажется, — сказал в комментарии РЛ профессор Косов, — что 19 ноября, по всей видимости, не будет определен какой-нибудь один кандидат на пост президента Евросоюза. Вероятно, будет мягкое рейтинговое голосование и вполне возможно будет выделено несколько фигур. Наверняка, выборы президента Евросоюза выльются в длинный, многотуровый процесс, во время которого государства, члены Евросоюза, будут согласовывать свои интересы. В этой связи явно выделяется группа Рейнских стран, это старая Европа — Великобритания, Франция, Германия, страны Бенилюкса, Италия, новая Европа — это восточноевропейские страны. Малые государства, входящие в Евросоюз, боятся, что в случае избрания президентом Евросоюза представителя крупного государства, например, Ангелы Меркель (хотя вряд ли она будет участвовать в выборах, так как она была переизбрана канцлером Германии, надо сказать, что ее кандидатуру на пост президента ЕС рассматривали при том условии, если она проиграет выборы на пост канцлера Германии), их роль в Европейском Союзе может нивелироваться. В свою очередь, крупные страны выражают возмущение тем, что, несмотря на то, что они вносят львиную долю в бюджет Евросоюза, ими пытаются руководить малые страны, в частности, Польша и Литва, которые накладывали вето на переговоры Европейского Союза с Россией. Все получается, как по американской пословице, — хвост начинает вертеть собакой. А это очень не нравится крупным членам Евросоюза».
«Поэтому должна быть компромиссная фигура, которая устроит и крупные и малые страны Европы. Но, тем не менее, она должна быть ближе к крупным странам Европы, хотя она не обязательно должна быть их представителем. Приемлемой кандидатурой является представитель такой страны, как Люксембург. Хотя это и маленькое государство с населением 350 000 человек, но очень интегрированное и имеющее доверительные отношения на протяжении столетий с такими странами, как Франция, Германия, Бельгия, Италия и т. д. Мне кажется, что выборы пройдут в несколько туров, во время которых определится несколько кандидатов», — подчеркнул эксперт.
«Что касается Российской Федерации, то с укреплением Евросоюза на наших границах появится супергосударство со своим президентом и министром иностранных дел. Но, тем не менее, это будет некое квазигосударство, члены которого сохранят свою независимость, например, Чехия, как мы знаем, даже ставит вопрос о выходе из Евросоюза. Мне кажется, что России будет проще вести дела с таким объединением, потому что сейчас ситуация в Евросоюзе мало предсказуема. Например, в данное время проводятся два саммита в год: Россия-Евросоюз, Евросоюз-Россия, потому что страна, член Евросоюза, председательствует в ЕС по полгода, а за полгода мало что можно успеть сделать. Сейчас уже говорят о том, что саммит Россия-Евросоюз будет проходить раз в год, но его зато будут готовить фундаментально. Сейчас же Россия договаривается с одним председателем Евросоюза, а через шесть месяцев она видит перед собой другого председателя Евросоюза, и все начинается сначала. Именно поэтому отношения между Россией и Евросоюзом развиваются так медленно. Так что мне кажется, что на данном этапе объединение Евросоюза пойдет на пользу России. Если страны Евросоюза реально будут сливаться в единое государство, то тогда российской дипломатии придется решать более сложные задачи», — отметил политолог.
«Специалисты полагают, что в ближайшие несколько десятилетий Евросоюз не превратится в единое супергосударство, наподобие США, поскольку региональные и национальные тенденции в Евросоюзе достаточно сильны. Хотя европейские страны объединяются, но до сих пор в Европейском Союзе наблюдаются две тенденции — регионализация и интеграция. Когда изберут президента, общих министров, министра иностранных дел Евросоюза, тогда вполне возможно усилится регионализация. Тогда лидерам Евросоюза еще придется доказывать свое право на власть, обосновывать свою необходимость, находить общий язык с национальными лидерами Евросоюза. В данном случае у России появятся шансы вписаться в эту систему. Может быть и не случайно, министр иностранных дел России Лавров на днях заявил, что мы готовы ввести визовый режим с Евросоюзом хоть с завтрашнего дня. Стоит отметить, что при существующей ротации председателя Евросоюза Россия каждый раз заново начинала вести переговоры о визовом режиме. А если выберут лидеров, которые будут возглавлять Евросоюз в течение пяти лет, тогда появится возможность назвать примерную дату установления с Россией визового режима. Мне кажется, что у России появится шанс более конструктивного сотрудничества с Евросоюзом, но им надо еще суметь воспользоваться, если, конечно, в Евросоюзе не придут к власти антироссийские силы. Но будем надеяться, что этого не произойдет», — заключил Юрий Косов. Русская линия