В столице Татарстана прошли праздничные богослужения и крестный ход к месту обретения Казанской иконы Божией Матери…
Вчера, 4 ноября Казань в очередной раз стала свидетельницей многолюдных православных торжеств и традиционного крестного хода к месту обретения четыреста тридцать лет назад — 8 (21) июля 1579 г. — отроковицей Матроной Онучиной чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, передает наш корреспондент в Казани.
Накануне вечером в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря, где хранится «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, было совершено Всенощное бдение, которое возглавил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин). После этого чудотворный образ был перенесен в расположенный в Казанском Кремле (в непосредственной близости от резиденции президента Татарстана Минтимера Шаймиева) Благовещенский собор, имевший до революции статус кафедрального. Здесь утром 4 ноября казанский архиерей в сослужении местного духовенства совершил Божественную литургию. Несмотря на по-зимнему холодную погоду, собор и подступы к нему были переполнены верующими.
Одновременно праздничные службы прошли в окрестных храмах и монастырях, после чего из них с пением молитв, иконами, хоругвями и крестами к Благовещенскому собору направились крестные ходы. Паломники из других городов и отдаленных храмов прибывали в Казанский Кремль на автобусах. Церковные торжества вызвали живой интерес и у некоторых футбольных болельщиков, наводнивших город в связи с матчем команд «Барселона» (Испания) — «Рубин» (Россия).
В это же время в центре Казани — недалеко от колокольни Богоявления и памятника Ф.И.Шаляпину — представителями Казанского «Общества русской культуры», во главе с заместителем его председателя Михаилом Щегловым, был организован сбор подписей под письмом к президенту России Дмитрию Медведеву «в защиту русского языка в школах Республики Татарстан». Ранее эта акция была анонсирована рядом электронных СМИ как «русский марш», однако, никаких резких политических высказываний со стороны ее участников не прозвучало. Озабоченность в связи с состоянием преподавания русского языка в школах республики была выражена в корректной форме. В результате представители милиции хоть и проявили к участникам акции живой интерес, но открыто пресечь ее не решились. По словам организаторов акции, под письмом главе государству удалось собрать около двухсот подписей, и они намерены продолжить начатое дело.
Около полудня из Благовещенского собора были торжественно вынесены «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери и другие высокочтимые образы Богоматери, в том числе доставленные в Казань крестными ходами из разных городов России. Процессия, численность которой превышала три тысячи человек, обрастая новыми участниками, под звон колоколов расположенного поблизости Петропавловского собора и других храмов, двинулась к месту обретения чудотворного образа. Пройдя через сквозную Спасскую башню Казанского Кремля, крестный ход заполнил Кремлевскую улицу и спустился к Крестовоздвиженскому собору Казанско-Богородицкого мужского монастыря, где был отслужен праздничный молебен. Здесь «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери был водружен на место своего постоянного пребывания, и все желающие вновь получили возможность лично приложиться к нему.
Возрожденные в постсоветское время крестные ходы в честь Казанской иконы Божией Матери, которые после передачи 21 июля 2005 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Казанской епархии чудотворного «Ватиканского» списка вновь обрели утраченное ранее объединяющее значение и особую торжественность, являются прямым продолжением славных дореволюционных традиций. Несмотря на то, что за годы богоборческой власти были стерты с лица земли многие высокочтимые казанские храмы и монастыри, маршрут главного епархиального крестного хода остается прежним.
Вот как, например, описывалось казанское торжество 22 октября 1907 г. в разделе епархиальной хроники «Известий по Казанской Епархии»: «Октября 22-го. Понедельник. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в благодарственное воспоминание избавления Москвы и России от ляхов в 1612 г. Всенощное бдение Архиепископом Димитрием было отправлено в крестовой церкви архиерейского дома, в сослужении иеромонахов Трофима, Феогноста и Спасской церкви в тюремном замке г. Козьмодемьянска священника Михаила Брагина. После 1-ой кафизмы Высокопреосвященным был прочитан акафист (Казанской) Пресвятой Богородице. Из кафедрального Благовещенского собора и Спасо-Преображенского монастыря крестный ход, во главе с Преосвященным Андреем, Епископом Мамадышским. У западных дверей Богородицкого теплого монастырского собора крестный ход был встречен Архиепископом Димитрием и Преосвященными Алексием, Епископом Чистопольским, и Михаилом, Епископом Чебоксарским. Литургия была совершена Архиепископом Димитрием, Епископами Алексием, Михаилом и Андреем, в сослужении протоиерея Евфимия Малова, архимандритов Екзакустодиана, Кирилла и Варсонофия, кафедрального протоиерея Андрея Яблокова, местных протоиереев Александра Зеленецкого и Василия Братолюбова и священников Николая Степанова и Николая Соколова; на литургии был рукоположен в диакона в Космо-Дамианской церкви с. Волчьей Слободы, Чистопольского уезда, псаломщик той же церкви Алексей Казанцев; проповедь произнес монастырский священник Николай Измайлов.
После литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице с прочтением коленопреклоненной молитвы. Молебен был закончен обычными многолетиями. Из монастыря крестный ход в кафедральный собор сопровождал архимандрит Варсонофий. Всенощное бдение в Казанском Богородицком монастыре совершил Преосвященный Алексий, Епископ Чистопольский».
Остается надеяться, что молитвенные слова «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый..» и впредь столь же свободно и звучно будут литься над святой и многострадальной казанской землей. Русская линия