Игумен Нектарий (Морозов): От гонений настоящему христианину не уйти
Но, сетует пастырь, настоящих христиан осталось очень мало…
Гонения на членов Церкви в виде угрозы жизни и свободе бывают не всегда, а от гонений бытовых, повседневных настоящим христианам никуда не уйти, считает игумен Нектарий (Морозов). Но настоящих христиан, по мнению священника, сейчас очень мало, цитирует «Агентство национальных новостей» рассуждения пастыря, опубликованные на сайте «Православие и современность».
«Господь предупреждает Своих учеников, что они будут гонимы от мира подобно тому, как был гоним от мира Он Сам. Гонения не всегда могут носить характер глобальный, и угроза, которую они несут, — не обязательно угроза жизни, здоровью, имуществу или свободе. Это лишь „пиковые“ проявления. Но от гонений „бытовых“, повседневных подлинному христианину никуда не уйти, в какое время и в какой стране он бы ни жил».
По словам игумена Нектария, у людей мира сего поступки христиан вызывают недоумение, которое переходит в раздражение. Кроме того, по его словам, жизнь настоящего христианина — это само по себе обличение жизни безбожников.
«И вместе с тем, многие ли из нас „похвастаются“, что они гонимы именно как христиане? Вряд ли. Чаще „гонят“ за личные недостатки, те самые, которые христианин обязан как раз изживать. „Гонят“, иными словами, не за то, что мы не такие как все, а за то, что такие же. И в этом трагедия наша: мы, исповедующие Христа, практически ничем не отличаемся от тех, кто Его не знает и знать не хочет», — констатирует отец Нектарий.
Пастырь считает, что причин, по которым многие христиане не отличаются от окружающих, несколько: «Кому-то страшно выступать из общего ряда и громко, вслух заявлять о том, что это черное — на самом деле черное, хотя все вокруг и кричат о том, что оно белое. Страшно плыть против течения. Но чаще причина в другом — в незнании сущности Христианства, в „размытом“, „неконкретном“ понимании Евангелия. Только „незнание“ по большей части — сознательное. Потому что оно удобней, не требует постоянного насилия над собой, насилия, без которого не становится человек наследником Царствия Небесного».
Игумен Нектарий напоминает, что Господь сказал: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10,38). Таким образом Спаситель указал на два типа Христианства. Первый, подлинный — следование за Ним с крестом, то есть с гонениями и скорбями. А второй тип — носить только имя христианина, но дел, требующих самоотвержения, избегать. По словам игумена Нектария, «это „второе христианство“ Христа недостойно, оно подделка, суррогат, несчастный самообман».
Также пастырь напоминает, что христиане должны понимать, что происходит сейчас в мире: «Мы не можем переломить того страшного, но закономерного хода истории, который однажды приведет к тому, о чем так много говорят и к чему так мало готовятся — к Апокалипсису. Мир продолжает меняться, становится жестче, холодней и при том развращенней. Люди переживают огромное давление этих изменений, не выдерживают его, под его прессом кто-то ломается, а большинство деформируется».
«Не буду утверждать, что прежде каждый, кто принял Христианство, был готов на самоотречение. С одной стороны — великий сонм мучеников, с другой — множество христиан теплохладных во времена, следующие непосредственно за периодом гонений. Рискну сказать другое: сегодня соли самоотвержения в нас совсем мало, оттого так часто и не различишь „на вид“ верующего от атеиста, и в себе самом будешь искать христианина и не найдешь. Причин тому множество. Их совокупность обычно именуют апостасией, отступлением, которое многими факторами обуславливается и из многих проявлений своих складывается. Но вот совсем недальний исторический экскурс: еще лишь в конце прошлого столетия люди в нашем Отечестве были куда более способными к жертвенности, к отказу от материальных преимуществ. Возможно, меньше было тех „ценностей“, которыми приходилось жертвовать. Но скорее существенно иное: комфорт, имущество, социальное положение хотя и ценились людьми, но культ земных благ еще не оформился до конца так, как он оформляется сейчас, на наших глазах. Сегодня это религия, причем самая массовая по количеству ее адептов, среди которых, к сожалению, очень много представителей самых различных традиций, и в том числе — христиан..» — заключает игумен Нектарий (Морозов).
Русская линия