Принцип иерархии культур и в наше время не утратил своей ценности
Православные священнослужители о взаимоотношениях традиций разных народов…
Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что нижняя палата рассматривает вопрос о защите прав национальных меньшинств, диаспор и мигрантов в рамках борьбы за права человека, сообщает Regions.Ru. Как подчеркнул Б. Грызлов, «важно обеспечить (оптимальный баланс между интересами коренного населения и трудовых мигрантов с учетом объективно существующих этнических, языковых, культурных, конфессиональных различий». «К сожалению, даже представители стран с глубокими демократическими традициями далеко не всегда понимают межкультурный диалог как разговор разных, но равных культур. Разговор, основанный на взаимном уважении и ненавязывании другой стороне собственных стандартов», — подчеркнул спикер Госдумы.
Между тем изложенные Грызловым мысли небесспорны. Исторический опыт свидетельствует, что если не все, то подавляющее большинство государств строились не на равноправии, а на иерархии культур, одна из которых как раз и задавала (то есть так или иначе навязывала — не всегда силой) остальным свой стандарт. Так, Россия на всем протяжении своей истории была многонациональной и многоконфессиональной, но особая роль русской культуры (а до революции — и Православия, на котором русская культура зиждется) никогда не подвергалась сомнению, отмечает аналитик Regions.Ru. Культуры национальных меньшинств «имели хождение» внутри национальных общин, но общее для всех пространство формировала культура русская.
Аналогичную картину мы видим в истории Великобритании, Франции, США и других государств: всегда и всюду существовала культура, формирующая общее для всех пространство. Где-то (как долгое время в Великобритании и во Франции) культуры меньшинств преследовались, подчас очень жестко; где-то они могли свободно существовать внутри соответствующих общин; но они, как правило, не претендовали и не могли претендовать на равенство с общенациональным стандартом. Идеология «мультикультурности» — изобретение недавнее, и ее опыт едва ли можно признать однозначно положительным, что подтверждают многочисленные инциденты на национальной и религиозной почве, регулярно вспыхивающие во многих странах.
«На каком из этих принципов, по-вашему, России следует строить национальную политику? Оправдана ли, по-вашему, идеология равенства культур и „ненавязывания стандартов“?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Вопросы внутренней национальной политики и политики в отношении мигрантов должны рассматриваться раздельно, считает протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. «Безусловно, страны, приглашающие к себе рабочих-мигрантов, должны создавать для них нормальные условия. Мы видим, что Германия и Великобритания вполне уважительно и либерально относятся к мигрантам, чья культура, конечно же, остается вторичной по отношению к культуре принимающей стороны. Хотя приезжающие туда мусульмане, например, могут строить там мечети, открывать свои школы, у них есть перспектива стать полноценными гражданами этих стран. Такая открытая и поддерживающая мигрантов политика вполне согласуется с христианскими нормами, и я такую политику приветствую», — сказал он.
«Другое дело — внутренняя национальная политика. Она должна уважать интересы всех народов, населяющих страну. Я, кстати, не считаю, что национальная политика Российской Империи в девятнадцатом веке была безупречной. Она принесла немало горьких плодов в начале двадцатого века. Конечно, преобладающей культурой в России является культура православная. Но в конституции совершенно справедливо указывается и на другие религиозные традиции», — добавил священник.
«Внутренняя национальная политика должна быть всесторонне продуманной и обязательно учитывать региональный фактор. Одно дело — Калмыкия, где сильна буддийская традиция, и совсем другое дело — Тверская или Ивановская область», — заключил он.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии, считает, что принцип иерархии культур и в наше время не утратил своей ценности. «Важно, чтобы в отношении иных культурных традиций не допускалась какая-либо дискриминация. Но культурная доминанта обязательно должна присутствовать в обществе как универсальное объединяющее начало. Отказ от нее может привести к весьма печальным последствиям», — сказал он.
«Я считаю, что мы не должны пренебрегать уникальным опытом христианской цивилизации, стоящей на принципах взаимоуважения, терпения и любви, преодолевающей ограниченность как имперского, так и демократического сознания, воспринимающей лучшие качества различных национальных культур», — добавил он.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, подчеркнул, что уважительное отношение к культурной традиции большинства не подразумевает умаления других культурных традиций и не противоречит принципам демократии. «Безусловно, нужно учитывать специфику культурной и религиозной жизни в том или ином регионе, соотнося ее с культурной традицией в масштабе всей страны», — сказал он.
«При этом необходимо использовать опыт, приобретенный другими странами в ситуации мультикультурности, как важное дополнение к своему собственному опыту, воспринятому в русле традиционной культуры. И в первом, и во втором найдется немало ценных элементов, которые помогут выстроить правильные и гармоничные отношения с представителями иных культурных традиций», — считает отец Гермоген.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает, что государство не должно навязывать обществу ту или иную концепцию культуры. «Это в равной степени относится и к принципу „мультикультурности“, приводящего к стиранию своеобразия любой культурной традиции, и к принципу „доминирующей культуры“, расставляющего культурные традиции „по росту“, неизбежно ущемляя чье-то национальное и культурное самолюбие. Подобные инициативы „сверху“ отнюдь не способствуют поиску общего языка представителями различных культурных традиций, живущих в одной стране», — сказал он.
«Выстраивание взаимоуважительных и добрососедских отношений — долгий и непростой процесс. Но он должен идти естественно. И попытки руководить им извне пагубны для культуры в целом», — уверен священник. Русская линия