Святейший Патриарх Кирилл: «Церковь не должна уклоняться от ответственности за подготовку педагогов»
Предстоятель Русской Православной Церкви провел встречу с участниками Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа…
10 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита в Нижегородскую епархию посетил православную гимназию Арзамаса, сообщает Патриархия.Ru. У дверей учебного заведения Его Святейшество приветствовали гимназисты, которые исполнили гимн Gaudeamus igitur. Предстоятель Русской Церкви пожелал детям соединять получаемые в гимназии знания с глубокой верой. «Когда мы основываем свою жизнь на вере, жизнь становится прекрасной, из нее уходит скорбь», — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. Затем в небо были выпущены голуби.
Святейший Патриарх, которого сопровождали мэр Арзамаса А.Н.Мигунов и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, ознакомился с экспозицией, посвященной истории Арзамаса и храмов города. Святейший Владыка поделился воспоминаниями о своем первом пребывании в Арзамасе в 1961 году, когда в городе оставались лишь остовы разоренных храмов. Сейчас все изменилось, а купола восстановленных церквей видны уже издалека, с удовлетворением констатировал Патриарх.
Затем Предстоятель Русской Церкви провел встречу с участниками Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа. Встречу открыла руководитель департамента по социальной политике аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе О.Ю.Бараева. Также на собрании выступили духовник Вятской православной гимназии протоиерей Сергий Гамаюнов, руководитель отдела религиозного образования Нижегородской епархии протоиерей Николай Игошев, президент Нижегородского государственного лингвистического университета Г. П.Рябов.
Свое выступление Святейший Патриарх Кирилл посвятил актуальным задачам православного образования, различным аспектам преподавания Основ православной культуры, в том числе вопросу подготовки качественного учебника по этому предмету. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что один из таких вопросов связан с необходимостью наладить систему подготовки педагогов, способных на должном уровне преподавать этот предмет. Указав на обоснованность предложения Президента Российской Федерации о том, что основы религиозной культуры должны преподаваться светскими специалистами, Святейший Патриарх подчеркнул необходимость задействовать при этом существующую в стране систему повышения квалификации педагогического состава. «Можно создать систему подготовки педагогов, способных преподавать основы православной культуры и получивших удостоверение о прохождении соответствующих курсов в рамках работы таких учреждений, как институты повышения квалификации», — полагает Предстоятель РПЦ.
Вместе с тем Святейший Патриарх выразил убежденность в том, что, не участвуя напрямую в преподавании этой дисциплины в школе, «Церковь не должна уклоняться от ответственности за подготовку педагогов». Плодотворный путь в решении данного вопроса, по мнению Его Святейшества, лежит в сфере «взаимодействия епархиальных управлений, духовных семинарий с областными центрами повышения квалификации». «Я хотел бы призвать в первую очередь наших владык к тому, чтобы вместе с областными властями продумать эту систему взаимодействия институтов повышения квалификации с епархиальными управлениями и семинариями, а в областных центрах, где нет семинарий, — с богословскими факультетами», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.
Святейший Патриарх Кирилл призвал к безотлагательному решению данного вопроса, особенно в епархиях на территории тех 18 субъектов федерации, где, в соответствии с решением главы государства, эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики в четвертых и пятых классах средних школ должен начаться уже с 2010 года.
Предстоятель РПЦ выразил также уверенность в том, что «наработанный уже годами опыт взаимодействия школы и Церкви» в деле преподавания основ православной культуры в отдельных регионах будет сполна учтен и задействован в новых условиях.
Также Патриарх остановился на основных подходах к воспитанию и образованию, которыми должны руководствоваться современные православные гимназии и школы. Он выразил убежденность в том, что в основе их деятельности должно лежать органичное сочетание православного воспитания с высоким уровнем образования. «Это не так просто. Это большой вызов для педагогов, для руководителей системы образования, — полагает Святейший Владыка. — Здесь нужно очень тонко чувствовать и понимать, каким образом соединить традиционную православную церковность с современным светским образованием, без которого человек не может участвовать в жизни страны». По мнению Его Святейшества, в равной степени недопустимы и подход, при котором, оправдываясь повышенным внимание к принципам христианского воспитания, пренебрегают качеством образовательной подготовки, и ситуация, когда при активной заботе об уровне учебной подготовки церковная и духовно-нравственная составляющие деятельности православной гимназии сводятся лишь к периодическому общению учеников со священником без регулярного посещения храма и участия в Таинствах.
Святейший Владыка призвал непременно сочетать «высокий уровень образования, грамотно встроенный в воспитательный сектор всего учебного процесса», и глубокую укорененность в православной традиции, отметив, что у данного вопроса есть и свое масштабное социальное измерение. «Это в каком-то смысле цивилизационная задача, особенно в условиях глобализирующегося мира. Потому что если наша школа не будет развивать национальное самосознание, основанное на вере, то мы окажемся очень уязвимыми в глобализационных процессах», — подчеркнул Патриарх. Напомнив о том, что «мы живем в эпоху, когда страна пытается модернизировать свою экономику, социальную сферу, общественную жизнь», Предстоятель Русской Церкви указал на необходимость проводить модернизацию так, чтобы она не поколебала «наших базисных ценностей, опираясь на которые, мы остаемся народом с собственной духовной культурой, со своей исторической памятью и верой». «Это большая серьезная задача, в том числе для всей православной системы общего образования», — отметил Святейший Патриарх и заключил, что ее успешное решение поможет воспитать человека, способного «жить на основе нравственных принципов Православия и одновременно участвовать в модернизации страны, владеть современными научными знаниями».
Указав на необходимость преодоления ложного конфликта между верой и знанием, «порожденного совершенно примитивным подходом позитивизма и материализма», Предстоятель призвал не забывать изречение М.В.Ломоносова: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если думает, что по Псалтыри научиться можно астрономии или химии».
По окончании встречи Предстоятель Русской Церкви поблагодарил руководство православной гимназии Арзамаса и вручил ее директору Л.В.Чичигиной Феодоровскую икону Божией Матери. На собрании Ассоциации присутствовали губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев, мэр Арзамаса А.Н.Мигунов, архиепископ Нижегородский Георгий и другие архиереи епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа. Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: «Церковь не должна уклоняться от ответственности за подготовку педагогов» Предстоятель Русской Православной Церкви провел встречу с участниками Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа...