Сергей Комков: «С фундаментальной классической системой образования в России покончено»
Президент Всероссийского фонда образования подвел итоги сдачи ЕГЭ…
«Результаты этого года показали, что процесс фундаментальной перестройки системы образования идет полным ходом. В России очень серьёзно начали переходить на американскую прикладную систему. Введение итоговой аттестации в тестовой форме означает, что с фундаментальной классической системой образования в России покончено. Это значит, что наши выпускники фактически превращаются в потребителей, получающих чек на дальнейшее существование в этом мире и не более того», — рассказал об итогах сдачи российскими выпускниками Единого государственного экзамена (ЕГЭ) президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков.
По мнению эксперта, результаты этого года привели к серьезной социальной катастрофе: «Почти 22 тысячи выпускников на сегодняшний день (мы прогнозируем до 25 тысяч человек) останутся без аттестатов. Это означает, что государство фактически не выполнило своё главное обязательство по обеспечению качественного полного среднего образования. Мы можем сколь угодно долго и много винить самих выпускников и их родителей, но ответственность за получение качественного образования лежит все-таки на государстве. Это записано во всех наших документах, в том числе в Российской Конституции, это записано в международной конвенции по правам человека, к которой Россия присоединилась и её ратифицировала. Более того, в Конвенции совершенно четко отмечено, что обучение заканчивается итоговой аттестацией и выдачей положительного документа об образовании. Справка, которую сегодня выдают вместо аттестата, вообще не является документом об образовании».
«Эти 22 тысячи молодых людей просто выбросили из жизни. Они потеряли всякие перспективы на будущее. Мальчики будут сейчас призваны в армию. После службы в армии они вообще уже не смогут сдать никакого ЕГЭ, поэтому они практически останутся на уровне неполного среднего образования, что лишит их всяких перспектив в жизни. Эта молодежь пополнит ряды криминальных структур, социально ущемленных людей. С каждым годом таких людей будет всё больше и больше», — указал В.Комков.
Все попытки представить ЕГЭ как способ улучшения качества образования не выдерживают никакой критики, считает профессор. «Обязательных экзаменов, на это все обращают внимание, всего лишь два — русский язык и математика. Это говорит о том, что русскому человеку сегодня уготована доля, при которой он должен только уметь считать и писать, не более того. Он не должен размышлять, анализировать, работать мысленно. Прочитать, посчитать и подписать — ничего более! Фактически Россию превращают в страну „третьего мира“. Это особенно важно в связи с тем, что г-н Фурсенко очень долго бегал с идеей создания и принятия закона о всеобщем среднем образовании. Эта идея рухнула в этом году окончательно. Кроме того, ЕГЭ показал одну очень серьезную тенденцию: Россия при всей видимой борьбе с коррупцией, ещё глубже в эту проблему влезает. При сдаче ЕГЭ объем коррупции вырос многократно. Мы говорили раньше о том, что коррупция велика при поступлении в ВУЗы, но у нас было около 1500 государственных ВУЗов, плюс вместе с филиалами где-то около 1000 негосударственных. Так вот, коррупция была именно в государственных. Сегодня „коррупционных пунктов“ более 20 тысяч, т. е. каждый пункт приема экзаменов — это теоретически коррупционный пункт». Почти на каждом пункте приема экзаменов шла продажа результатов ЕГЭ. В процессе приема экзамена продавались отдельные ряды, и даже целые кабинеты, где преподаватели решали задания за учащихся. Т. е. коррупция приобрела всеобщий характер. Мы оцениваем уровень коррупционной составляющей при сдаче ЕГЭ в этом году, до трёх миллиардов долларов. Сюда входят и доходы репетиторов всех уровней, ведь фактически сегодня каждый преподаватель сегодня превратился в репетитора, человека, который «натаскивает на тесты» ЕГЭ, не обучает, а именно «натаскивает». Поэтому я считаю, что итоги этого года весьма неутешительны", — сказал он.
Рассуждая о последствиях такого подхода к образованию, Сергей Комков заметил: «Первое и главное заключается в том, что мы превратим российскую молодежь в людей неспособных самостоятельно создавать интеллектуальный продукт. Как известно, именно такой принцип (подготовка квалифицированного потребителя) провозгласил г-н Фурсенко в прошлом году во время встречи на озере Селигер с „нашистами“. Практически ЕГЭ и означает, что российская система образования переходит к этой цели. Для России это национальная трагедия. Даже американцы, у которых мы скопировали эту систему, отзываются о ней критически. Билл Гейтс, руководитель корпорации „Майкрософт“, ещё в 2005 году сказал, что американская школа умерла, поскольку перестала готовить людей, способных мыслить. Мы идем тем же путем. Второе важнейшее последствие, которое нас ожидает — это дебилизация всей нации, превращение ее в людей, которые не способны анализировать ситуацию, в управляемый механизм. И группы менеджеров будет достаточно для того, чтобы управлять этим послушным стадом. Третье — это очень тяжелые социальные последствия. Это будет означать, что уровень жизни ныне подрастающего поколения будет снижаться. Они будут переходить на уровень обслуги, соответственно будет снижаться их социальный статус и уровень финансово-экономического состояния. И самое страшное последствие: мы начинаем утрачивать свою национальную культуру, своё национальное самосознание и историческое прошлое, поскольку и культура и история сегодня унифицируется в рамках тестовых заданий. Сегодня многие школьники просто не знают основных процессов, которые происходили в нашей истории, не знают произведений культуры, литературной и философской классики. Теряют свои духовные корни».
«Я думаю, что на уровне главных вдохновителей и организаторов реформ, всё это прекрасно осознается. На меня неоднократно обижался г-н Фурсенко, но я остаюсь при своём мнении, что он и г-н Шувалов, которые были главными вдохновителями этого процесса, являются агентами влияния Запада в России. Какие дивиденды они с этого имеют сказать очень сложно, скорее всего, и политические и финансовые. И они прекрасно осознают все последствия», — добавил эксперт.
«Правда у меня есть надежда. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов создал комиссию, в которую вошли мои товарищи, и пообещал, что по итогам сдачи ЕГЭ в этом году будет проведен анализ, сделана экспертиза, будут затребованы все результаты и на основе этого сделают выводы, которые будут представлены Президенту», — добавил С.Комков.
По его мнению, повышать качество образования надо не при помощи ЕГЭ: «Надо минимум в два-три раза увеличить финансирование образовательной сферы, совершенствовать материально-техническую базу. Но самое главное, российская школа до сих пор работает без государственных стандартов в области образования. Сейчас только началась их разработка, и то, что предлагается сегодня — это какое-то уродство. Так что сегодня мы живем вообще без стандартов, поэтому ЕГЭ противозаконен с юридической точки зрения».
«Мы в мае начали эту войну. Первый раунд мы проиграли, поскольку очень серьезно действовал противный механизм, и Минобразования не имея никаких аргументов, только путем административного давления выиграл в Верховном суде. Но мы подали 2 июня кассационную жалобу, сейчас ждем её рассмотрения в коллегии Верховного суда. Если решение не состоится и здесь, то пойдем в Европейский суд по правам человека. Поскольку грубейшим образом нарушены права нескольких миллионов граждан России», — обещает президент Всероссийского фонда образования. Русская линия
Сергей Комков: «С фундаментальной классической системой образования в России покончено» Президент Всероссийского фонда образования подвел итоги сдачи ЕГЭ...