Протоиерей Олег Стеняев: «Термин „тоталитарная секта“ с подвохом»
Известный богослов призвал вернуться к святоотеческому отношению к сектам и избавиться от «экуменической накипи»…
«Если говорить о „Свидетелях Иеговы“, то они не имитируют Православие. Они достаточно критично относятся к Церкви и выступают резко против нее. На самом деле таких сект, которые имитируют Православие, сравнительно немного, — это псевдоправославные секты, так называемые „катакомбные“ организации, православные харизматики в формате „Альфа-курса“, „богородичники“ и т. д. Достаточно легко рассмотреть отличия между сектами, которые имитируют Православие, и сектами, которые просто враждебно относятся к Православию. У сектантов, которые не имитируют Православие, нет икон, нет специальных облачений для совершения обрядов, они не употребляют термин „Православие“, — в этом их достаточно принципиальное отличие», — заявил известный московский пастырь, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев, говоря о проблемах, поднятых на семинаре для педагогов и сотрудников правоохранительных органов, организованном комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Нижнего Новгорода.
Как сообщает сайт Нижегородской епархии, семинар прошел в Центральной городской библиотеке (ЦГБ) Нижнего Новгорода. Темой семинара стало «Предупреждение воздействия на молодежь деструктивной информации и вовлечения в организации тоталитарного и оккультного характера».
Доклад на тему «Псевдорелигиозные тоталитарные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации» прочел кандидат богословия, преподаватель сектоведения Московской духовной академии Роман Конь, который также преподает в Нижегородской и Коломенской духовных семинариях. В своем докладе он рассказал о самых распространенных в нашей стране сектах, таких как «Свидетели Иеговы», адепты «Сознания Кришны», о «наукообразных» тоталитарных сектах, появившихся в середине 1990-х годов под видом «психологических школ» и «философских концепций». К последним относят последователей Вальдорфской школы, Роберта Штайнера и сайентологов. Роман Михайлович указал собравшимся на признаки, относящие данные организации к тоталитарным сектам, и рассказал об отдаленных последствиях пребывания в них.
Тему продолжил врач-психиатр Андрей Занозин, который выступил с докладом «Воздействие деструктивной информации на психическое состояние и поведение подростков. Методы социализации». Он описал характерные черты тоталитарных сект, а также психотипы людей, попадающих в подобную зависимость, рассказал об особенностях поведения подростков, на которые нужно обращать внимание.
О «Современных методах предотвращения воздействия на молодежь деструктивной информации и противодействия вовлечению детей и подростков в тоталитарные секты» доложил сотрудник института ФСБ России Анатолий Рудаков.
«Меня напрягает сам термин „тоталитарная секта“, — признался протоиерей Олег Стеняев, — потому что, когда мы говорим, что есть тоталитарные секты, то это означает, что есть нетоталитарные секты. В этом проблема. Нам навязывают западное представление о сектантстве, где маргинальные, маленькие группы объявляются тоталитарными, а огромные сектантские организации считаются респектабельными, христианскими. В свое время западные религиоведы сориентировали наших миссионеров именно на тоталитарные маргинальные группы, и совершенно была прекращена критика таких движений, как баптисты, адвентисты, пятидесятники по той причине, что их не относят к тоталитарным. Поэтому здесь надо рассматривать проблему в двух плоскостях. Первая — это действительно маргинальные, опасные религиозные группы, которые нарушают Уголовный кодекс России, но более крупные группы, которые не считаются тоталитарными, несут в себе духовную угрозу, сеют ереси, религиозные заблуждения, их отношение к Православию такое же отрицательное, как и у тоталитарных маргинальных маленьких групп».
«Например, баптисты, адвентисты и пятидесятники перекрещивают православных, тем самым показывая, что они не считают нас даже христианами. Они считают, что России — это духовная пустыня, а мы — дикие бедуины, которых надо обращать в свою веру. Я думаю, что это специальная провокация, которая была сделана для того, чтобы мы сконцентрировали внимание на маленьких маргинальных группах и не обращали внимания на серьезную религиозную экспансию», — подчеркнул священник.
«Если говорить о маргинальных религиозных группах, то к ним отрицательно относятся не только в России, но и в странах так называемой „западной демократии“. Огромные секты по-настоящему осуществляют экспансию на территории нашей страны, пользуются поддержкой Запада, и финансирование как раз идет им. Если говорить о „Свидетелях Иеговы“, то они находятся на самоокупаемости, их не поддерживают ни в России, ни на Западе. Напротив, баптисты, адвентисты, пятидесятники имеют очень серьезную финансовую поддержку для того, чтобы распространять свое вероучение в России. При этом они используют двойные стандарты: если на территории США баптисты и пятидесятники призывают молодежь быть патриотами своей страны, в их церквах обязательно стоит американский флаг, они призывают молодежь служить в армии, то на территории нашей страны эти же религиозные течения — баптисты, адвентисты, пятидесятники — призывают нашу молодежь отказываться от службы в армии, настраивают их на некий христианский космополитизм. Почему-то никто не обращает внимание на эти двойные стандарты. Поэтому я думаю, что термин „тоталитарная секта“ с подвохом. Потому что, когда говорят, что есть тоталитарные секты, то сразу возникает мысль, что есть нетоталитарные секты. С точки зрения православной религии, если взять все неопротестантские секты, как маргинальные маленькие группы, так и большие организации, то это ереси, прежде всего, ереси иконоборчества, которые святые отцы называли злейшими ересями», — напомнил сектовед.
«Нам надо отказаться от школ американских и западных религиоведов, понять их провокационную сущность и давать им именно богословскую оценку. Пусть правоохранительные органы сами занимаются нарушениями уголовного кодекса, а нам важно дать богословскую оценку деятельности тех или иных сект. В Православии традиционно религиозные заблуждения не делились на тоталитарные и нетоталитарные, были еретики первого чина, еретики второго чина, еретики третьего чина. Соответственно, к ним относились, исходя из того, к какому чину заблуждения они принадлежат. Я считаю, что необходимо возродить именно святоотеческое отношение к этой проблеме и восстановить градацию сектантов на три чина. Когда нам говорят, что с этими сектами надо бороться, а с этими не надо, то на самом деле это экуменическая накипь. Я сталкивался с такой ситуацией, когда в одной епархии, близкой к Московской области, две журналистки написали статью о баптистах, пошли в епархиальное управление попросить благословение на публикацию этой статьи в православном журнале. В управлении им отказали в публикации на том основании, что баптисты якобы не являются тоталитарной сектой. Вот так получается», — заключил протоиерей Олег Стеняев. Русская линия
Протоиерей Олег Стеняев: «Термин „тоталитарная секта“ с подвохом» Известный богослов призвал вернуться к святоотеческому отношению к сектам и избавиться от «экуменической накипи»...