По данным Всемирной организации здравоохранения, в прошлом году на каждого россиянина пришлось «всего» 10,3 литра выпитого алкоголя, когда как ранее цифра достигала 17,5 — 18 литров спирта на душу населения. По статистике Росстата, за первые три месяца этого года производство водки в России упало на 13%, пива — на 7,6%, шампанского — на 5%, виноградного вина — на 7,1%.
Профессор Александр Немцов, руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии имени Сербского, который уже четверть века изучает алкогольную ситуацию в России, прокомментировал эти данные. «Я очень надеюсь, что эти цифры реальные, — говорит профессор Немцов. — Пусть лучше не хватает денег на водку, как в 1998-м, чем пить, как раньше».
Между тем, преподаватель социологического факультета МГУ Александр Долгоруков считает, что период спада потребления алкоголя продлится недолго. «Кто пил до кризиса, тот и в кризис будет пить. А падение продаж алкоголя, думаю, связано с тем, что народ просто ищет деньги. Скоро многие опять пойдут в „челноки“, таксисты-бомбилы, найдут какую-то надомную работу. И как только появятся деньги — вернутся к бутылке», — полагает эксперт. А ведущий научный сотрудник НИИ организации и информатизации здравоохранения Виктория Семенова полагает, что «на самом деле в кризис народ пьет больше». «Ведь при всех экономических неурядицах страны растет число бедных людей. А бедные люди больше склонны к пьянству. Что касается статистики о снижении производства алкоголя, то она может оказаться липовой. Предприятия в кризис просто уходят от налогов», — подчеркнула эксперт. Русская линия