Архимандрит Тихон (Шевкунов): Нужны самые неотложные меры по защите от алкогольной угрозы
Наместник Сретенского монастыря о проблеме спаивания народа…
Русская Православная Церковь недавно заявила о своей серьезной обеспокоенности размахом алкоголизма в России. Почему народ стал спиваться? Как будет Церковь бороться с этой напастью? Можно ли приучить нас пить «по-культурному»? На эти вопросы ответил в интервью «Комсомольской правде» наместник московского Сретенского монастыря архимандритом Тихон (Шевкунов).
«Сейчас пьянство превратилось в одну из самых серьезных угроз, которые когда-либо вставали перед Россией. По данным Всемирной организации здравоохранения, когда в стране приходится более 8 литров чистого алкоголя на душу населения в год, начинается угасание этноса. В России выпивается, по разным данным, от 14 до 18 литров, а некоторые эксперты называют и большие цифры. В год от различных последствий воздействия алкоголя — сердечно-сосудистых и многих других болезней, травматизма, преступности, самоубийств — преждевременно погибают около 750 тысяч наших сограждан. По большей части это мужчины трудоспособного возраста. На состоявшемся недавно в Москве первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое проводил новоизбранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Хочу подчеркнуть: не по борьбе с пьянством и алкоголизмом, а именно по защите от алкогольной угрозы», — отметил отец Тихон.
«Мы прекрасно понимаем, что кавалерийским наскоком проблему не решить. Но все же есть первый пакет вопросов, который поддержат большинство наших сограждан. И, в первую очередь, это детское и подростковое пьянство. За последнее десятилетие резко снизился возраст приобщения к алкоголю — с 16 до 13 лет. По данным общероссийского опроса молодежи 2002 года, алкогольные напитки (включая пиво) потребляют 80,8% подростков и молодежи. Сегодня эта цифра, несомненно, выше. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. Простите, что мне сегодня придется приводить много цифр, но, может, хоть они заставят кого-то задуматься. Так вот: Всемирная организация здравоохранения недавно опубликовала прогноз о предполагаемой продолжительности жизни выпускников школ нынешнего года в разных странах. Согласно этим исследованиям, в Англии до пенсии доживут 90% юношей — выпускников школ 2009 года, а в России — 40%», — добавил архимандрит Тихон.
По его словам, причина этого явления лежит именно в пьянстве. «Обычном, бытовом, привычном для большинства. Я окончил московскую школу в 1975 году. В феврале нынешнего года мы собрались с одноклассниками из двух наших классов — 10-го „А“ и 10-го „Б“. Взяли школьные фотографии друзей, тех, которые закончили с нами восемь классов, и тех, кто закончил десять. Когда подсчитали, кто жив, а кто уже ушел из жизни, оказалось, что 28 наших одноклассников умерли! Не дожили до 50 лет. И только один — не от алкоголя. Остальные все — именно по этой причине. И это Москва. А в деревенской школе картина была бы еще страшней. Чтобы понять, что главный инструмент убийства нашего народа именно алкоголь, приведу еще один пример: в России смертность мужчин трудоспособного возраста в тюрьмах в три раза меньше, чем на свободе. Это означает, конечно, не то, что в тюрьмах у нас комфортная жизнь, а то, что там доступ к алкоголю исключен или весьма ограничен», — отметил он.
Отец Тихон добавил, что, «если мужчина крепко, „по-нашему“, выпивает раза два-три в неделю», а «раз в неделю может выпить и покрепче», то это у нас называется «пить, как все». «Так вот, человек, выпивающий таким образом, должен отдавать себе отчет, что, если только у него нет уникальной наследственности, он в среднем сокращает свою жизнь лет на 20 или больше. То есть „среднестатистический“ мужчина в России, не доживающий сегодня до 59 лет, должен бы был дожить где-то до восьмидесяти. Но у нас каждый второй мужчина сорока лет не доживет до пенсии. Это 50%. Для сравнения: в той же бедной, но малопьющей Албании не доживут только 7%.», — подчеркнул он.
«По данным МВД, около 80% убийств и почти 50% самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения. Половина убитых людей в момент совершения над ними преступления находилась в пьяном состоянии. Не говорю уже о хулиганстве — более 90%. Когда в 1992 году правительство Гайдара отменило государственную монополию на алкоголь, это стало одной из самых трагических страниц современной российской истории. Смертность в России начала стремительно расти. В 1990-е годы западные советники настоятельно советовали российскому правительству сделать водку предельно доступной. Еще у Гитлера была директива для вымирания славян: водка, табак и порнография. К сожалению, тогда, в 1990-е, правительство приняло это роковое решение. Но совершенно очевидно, что в России не может проводиться неконтролируемая алкогольная политика. Так же, как в азиатских и северноевропейских странах», — продолжил архимандрит Тихон.
«У русских и у большинства народов России, как утверждают специалисты, есть специфическая наследственность. Мы отличаемся от народов с традиционной виноградной культурой, например, от итальянцев, французов, грузин, у которых за тысячелетия выработались физиологические особенности нейтрализации постоянных и сравнительно небольших доз алкоголя. Совершенно другая ситуация, например, у эскимосов, чукчей, индейцев, азиатов. Для этих народов алкоголь смертелен. Это наше наследство со стороны Азии. Нас алкоголь так же убивает, хотя не столь стремительно. А со стороны Европы у нас физиологическая схожесть с северными соседями — викингами, у потомков которых особенность ферментативной системы тоже препятствует нейтрализации алкоголя. Большая часть норвежцев, финнов и шведов „культурно“ пить не могут — они спиваются. Пример этому — финские туристы в Питере. Еще сто лет назад в Швеции, Норвегии, Финляндии спивались и вымирали не меньшими, чем в сегодняшней России, темпами. Но там спохватились, приняли самые решительные меры и сумели избежать катастрофы. Опыт борьбы с алкоголизмом в Скандинавии показал, что североевропейским странам нужна особая алкогольная политика, значительно более жесткая, чем для южно- и центральноевропейцев», — полагает отец Тихон.
«„Культура пития“ — это такая же наша любимая сказка и мечта, как волшебная Емелина печка, скатерть-самобранка, золотая рыбка. Всем известно, как и чем, в очередной раз начав пить „культурно“, заканчивают большинство наших соотечественников. Не надо обманывать себя. В отношении алкоголя мы в большей степени чукчи или финны, чем французы. А чукчу и финна убеждать, что они должны выработать в себе „культуру питья“, значит цинично толкать их к погибели. Конечно же, люди, которые могут слегка выпить и остановиться, есть. Но давайте смотреть правде в глаза: большинство из нас — в группе риска. И каждый рано или поздно должен принять ответственное решение: либо мы действительно можем контролировать себя, либо необходимо полностью исключить алкоголь из своей жизни. Ответственность перед Богом, ближними и самим собой — вот единственный критерий совести, который поможет сделать правильный выбор», — отметил он.
«Мы ничего не требуем. Мы лишь настойчиво повторяем, что этой проблемой необходимо заняться неотложно и на общегосударственном, общенародном уровне. Наша цель в первую очередь просветительская. Сказать правду людям. Мы создали особый проект „Общее дело“. В рамках этой программы снимаются документальные фильмы, социальная реклама, готовятся интернет-сайты, брошюры. После первых фильмов и их обсуждения по Первому каналу ЦТ нам пришло огромное количество писем», — рассказал отец Тихон.
«Вы, наверное, замечали, что зачастую пьют люди не просто добрые, достойные, но редкие и по-настоящему прекрасные по своим душевным качествам. Они именно заболевают этой, как раньше говорили, „слабостью“. И эта „слабость“ беспощадно сокрушает всю их жизнь, калечит существование самых близких людей. Недаром в Священном Писании говорится, что „пьяницы Царствия Божия не наследуют“. Это страшные слова, но они констатируют неспособность к Вечности такого упорно угождающего своей слабости человека. Недаром, по строгим уставам Церкви, православного христианина, умершего от опития, даже не отпевают в церкви и приравнивают его к самоубийце. Это, конечно, крайний пример. В русской истории традиции застолья занимают особое место. Вообще алкоголь был востребован именно как своеобразный и, признаемся, уникальный инструмент общения. Это в нем самое притягательное. Но какова расплата!» — отметил он.
«Спивающиеся люди есть во всех слоях общества, а экономика и политика, хотя и оказывают свое влияние, но отнюдь не главное. Главное здесь все-таки — отсутствие силы духа. Недавно Святейший Патриарх Кирилл говорил о во многом забытом большинством наших сограждан пути обретения человеком силы духа — о Православной вере», — напомнил отец Тихон.
Отвечая на вопрос корреспондента «КП», будут ли предприняты Церковно-общественным советом какие-то конкретные действия по борьбе с алкогольной угрозой, архимандрит Тихон (Шевкунов) заявил: «В конце мая на очередном Всемирном русском народном соборе в Москве будут проведены отдельные представительные слушания по теме. Результатом должен стать конкретный пакет предложений, которые от лица общественности будут представлены в законодательные и исполнительные органы власти нашей страны». Русская линия
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Нужны самые неотложные меры по защите от алкогольной угрозы Наместник Сретенского монастыря о проблеме спаивания народа...