Роман Багдасаров: «Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим»
Координатор арт-проекта «Декалог-XXI» предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших…
«В православном календаре существует праздник Радоницы, в который принято поминать усопших, посещать кладбища. Места захоронения вообще в нашем обществе делятся на две категории: приватные и общественно-значимые. Как правило, общественно-значимые места связаны с водружением памятников и выносом места захоронения за территорию обычного кладбища. Хотя иногда встречаются и совмещения: на территории кладбища возводится общественно-значимый памятник, но в целом большинство памятников находятся вне зон кладбищенских, а чаще всего даже не связаны с чьими-либо захоронениями. Они просто обозначают память о лице или событии», — заявил в интервью «Русской линии» координатор арт-проекта «Декалог-XXI» Роман Багдасаров, рассуждая о необходимости почитания предков.
«Безусловно, памятники на кладбищах несут функцию общественной памяти. Надо сказать, что до Петра I памятники в России вообще не возводились, поскольку поминовение усопших производилось исключительно в русле православной церковной традиции, где не принято было ставить отдельные памятники, какие-то особые скульптурные композиции, а места захоронения отмечались могильными плитами, а затем крестами. Масштабные исследования и учёт памятников начали производить не сразу, а лишь в начале ХХ века, усилиями, с одной стороны, энтузиастов, например такого человека, как Стефан Педашенко, который собирал сведения о памятниках с начала XVIII века, а, с другой стороны, благодаря специальному циркуляру, который выпустило в 1901 году Министерство внутренних дел Российской Империи. Именно тогда стали составляться точные списки памятников», — отметил эксперт.
«Сейчас у нас внутри проекта „Декалог — ХХI“ действует инициативная группа готовящая программу по „мемориальной экологии“. В частности, мы сотрудничаем с таким экспертом, как Алла Николаевна Ерошкина, историк-архивист, которая долго работала над наследием Стефана Педашенко и фактически продолжает его благородное дело. Многие из памятников, которые описал этот энтузиаст, уничтожены, от многих ничего не осталось. Часто даже люди живут, не зная, что рядом с ними когда-то был тот или иной памятник. В нашей программе мы предлагаем доступными и наиболее эффективными в каждом конкретном случае способами восстановить или обозначить места расположения утраченных памятников. Понятно, что не все восстановимо, многое находится уже за территорией Российской Федерации — на Украине, в Финляндии, в Польше, но они продолжают иметь значение для общегосударственной памяти, для общества и нашей культуры. Возможно, выходом было бы создание для таких памятников специального мемориального парка», — продолжил культуролог.
«В советское время нашим обществом так и не было выработано спокойное, ровное отношение к смерти, к тому, что можно обозначить как загробное существование. Это общеизвестно. Знаменитые усопшие вспоминались в какие-то специальные дни, привязанные к их биографиям, а поминание обычных покойников было делом их родственников. Таким образом, ушедший из жизни человек выпадал из общественной памяти, оставаясь лишь в памяти семейной. Это лишает наше общество и государство очень тонких, психологически востребованных связей. Все усопшие (безразлично, были они героями или нет, совершили ли нечто выдающееся или прожили свой век незаметно) являются частью нашей жизни. Как это ни странно звучит, они продолжают участвовать в ней! Это психологическая реальность. Они живут в памяти: снятся людям, окружает их на оставшихся фотопортретах, в вещах, стенах домов, посаженных деревьях, в кровно-родственных связях, системе знакомств и т. д. Для некоторых людей, особенно для тех, для кого потеря близких оказалась трагичной, они до сих пор определяют общую стратегию поведения, стиль жизни. Присутствие усопших осознаётся нами лишь на очень небольшом участке, глубоко уходя в нашу память и мотивацию», — подчеркнул Р.Багдасаров.
«Здесь можно привести много примеров, поэтому важно, чтобы общество выражала своё отношение к этой категории граждан — к тем, кто расстался со своей жизнью, но не ушёл из памяти. Есть женский и мужской дни, день ребёнка и матери. Столь же необходим единый день поминовения усопших. Для верующих разных конфессий это не является проблемой, но для людей, которые не признают загробного существования здесь возникает серьёзный внутренний конфликт. Как правило такие люди ориентированы не столько на духовные, религиозные, сколь на вполне материальные и социальные ценности. А в вопросе смерти для них возникает провал. Обозначение вечной памяти любого человека, который когда-либо жил на Земле, должно, как нам кажется, присутствовать в культуре общества, а не только в одной религиозной культуре», — отметил эксперт.
«В этом плане необходимо подумать о каком-то памятном дне, который был бы аналогичен принятому в Православии дню, связанному с всеобщим поминовением усопших, которое совершается на Радоницу. Это не должен быть день из государственного реестра праздников, а, скорее, место привязки в календаре различных общественных инициатив, связанных с общими идеями мемориальной памяти и культурой захоронений», — добавил он.
«Есть люди, которые почитают своих усопших, почитают предков, покойных родителей, но есть и такие, которым эта культура не была привита в семье и взять им ее неоткуда. Тогда это отсутствие должно быть восполнено со стороны общества, от него подобные люди по крайней мере могут усвоить, что существует некая социальная норма, связанная с необходимостью приходить хотя бы раз в год на могилу к родителям, приводить её в порядок, что это очень важный момент в восстановлении некоторой внутренней связи с ними, который несомненно благотворно скажется на личном психическом здоровье, на климате внутри семьи. Очень многие кладбища в России находятся в плачевном состоянии, — отметил культуролог. — Особенно это касается маленьких городов, где произошёл отток населения в 1990-е годы. Между тем, именно в таких городах кладбища являются пространственным связующим звеном между разными эпохами. Общеизвестно романтическое отношение детей к кладбищам. Так почему бы не направить этот интерес в правильное русло? Показывать на деле как правильно ухаживать за захоронениями. Я думаю, редко какие органы самоуправления отказались бы от посильной помощи, которую могут оказать школьники в наведении порядка на кладбищах. Столкновение со смертью родных и близких это травмирующий опыт, а нейтральное предварительное знакомство с местами гражданских захоронений помогло бы снизить отрицательный эффект от такого опыта. Кроме того, как уже говорилось, культура отношения к усопшим — один из индикаторов психического здоровья общества».
«Я не рассматриваю сейчас религиозную сторону вопроса, а только утилитарную, „заземленную“, но общезначимую для всех. Мы считаем, что необходимо начать обсуждение необходимости общего дня поминовения усопших», — подчеркнул Роман Багдасаров. Русская линия
Роман Багдасаров: «Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим» Координатор арт-проекта «Декалог-XXI» предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших...