Владыка Викентий: «Самоубийцы находятся в очень тяжелом положении в потустороннем мире»
Екатеринбургский архиерей ответил в прямом эфире на вопросы телезрителей и радиослушателей…
«Чаще всего бывает, что даже голос совести заглушается нашими грехами: человек совершает грех и считает, что это не грех. Совершает беззаконие и считает, что это не беззаконие. Совершает преступление страшное и считает, что это не преступление. Это очень тяжелое состояние души, когда она так погрязла в грехах, что уже совесть не действует: она заглушена плотным слоем грехов, который уже не пробивает голос совести; и совесть тоненьким голоском вещает все-таки в сердце человека, но человек этого не слышит, не различает, не понимает», — сказал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, отвечая в прямом эфире телекомпании «Союз» и радио «Воскресение» на вопросы телезрителей и радиослушателей, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Отвечая на часто задаваемый вопрос о смирении и о том, чем оно отличается от равнодушия и безразличия к окружающим, архипастырь пояснил: «Конечно, смирение — это не равнодушие и безразличие к окружающему миру. Смирение — состояние души, умиленного сердца, сознание своей греховности, недостоинства, нечистоты, слабости и немощи перед тем, чтобы совершить то великое, к чему призывает нас Господь в нашей жизни — к великим добродетелям». «Смирение — это сила, которая может побеждать многие трудности этой жизни, когда человек смиряется перед трудностями и невзгодами. Смиренный человек очень терпелив, очень крепок, силен в перенесении многих трудностей этой жизни, обид, скорбей, болезней, испытаний. В то же время смирение помогает человеку обрести ту высоту добродетели, которую обязан иметь каждый православный христианин», — отметил владыка.
Прозвучал в эфире вопрос о том, как можно помочь близким в случае их отхода от веры. «У нас есть большие возможности помочь человеку, который попал в такую беду. И думаю, что усиленная, непрестанная молитва дойдет до Бога. И Господь найдет возможность привести человека к пониманию его заблуждения, чтобы он принял веру своих предков и жил по заповедям Божиим и Православной вере Христовой», — сказал архипастырь.
Отвечая на вопрос лютеранки о том, можно ли ей посещать православную церковь, владыка заявил, что можно, но желательно «получить знания о Православной вере и знать традиции нашей Церкви Православной, чтобы понять различие между Православием и лютеранством, принять Православную веру, креститься и жить в дальнейшем в Православной вере».
Коснулся владыка Викентий и проблемы самоубийств. «Самоубийцы находятся в очень тяжелом положении в потустороннем мире. Их души очень тяжко страдают, терзаются, мучаются. Мы, конечно, сожалеем, что в настоящее время таких случаев бывает очень много — даже среди детей, среди взрослых, среди стариков, даже 90-летние бабушки уходят из жизни. Одна из причин этого — у человека нет веры в Бога, нет понятия о смысле жизни, поэтому он так легкомысленно относится к своей жизни. А жизнь дана нам, чтобы трудом стяжать вечность блаженную. Самоубийством человек не решает свои проблемы — наоборот, усугубляет их. Он не избегает страданий, но приобретает еще большие, тяжелейшие, которые несравнимы со страданиями, испытываемыми человеком на земле, в этой жизни», — отметил он.
«К сожалению, такой грех не прощается. Потому что сам человек не может за себя молиться и каяться в этом грехе, уже нет покаяния за него. Единственное, что могут сделать родственники и близкие, — молиться за него в домашних условиях и надеяться, что милосердие Божие велико. Если мы будем совершать дела милосердия, то, конечно, Господь, может быть, проявит Свое милосердие. И очень важно, чтобы после такого тяжелого случая ближайшие родственники, если они не были воцерковлены, воцерковились, чтобы изменением своей жизни помочь родственнику, попавшему в такую тяжкую беду». «Есть такие слова Священного Писания: „Обративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов“. Поэтому если причиной обращения было то, что скончался в таком состоянии человек, то я думаю, что и сам человек, обратившийся от ложного пути, спасет свою душу от смерти и покроет множество грехов, и скончавшегося такой смертью Господь, может быть, спасет от смерти вечной. Есть такие возможности, чтобы потрудиться миссионерским трудом и обращать окружающих ко Господу, к церковной, нравственной, духовной жизни, приобретая мир, умиротворение душе, которая отошла ко Господу в иной мир именно таким тяжким грехом», — продолжил архиерей.
Отвечая на вопрос, связанный с тем, как следует отмечать годовщину смерти родственников, владыка заявил, что в этот день уместны не какие-то застолья, а молитва. Можно совершить в этот день молитвословия, панихиду заказать, в ближайшее воскресенье подать записку на Божественную литургию за усопшего, совершить дела милосердия.
Также владыка Викентий коснулся вопроса, связанного с возможностью молиться за некрещеных. «Мы за некрещеного человека в церкви не можем молиться. Мы можем молиться только дома и совершать дела милосердия. Одна из важных добродетелей сейчас — отвратить людей от греха, от зла и приводить к добру, к добродетельной жизни, к вере Христовой», — заметил архипастырь.
Отвечая на вопрос об отношении к кампании по выкапыванию останков из безымянных могил на кладбищах, владыка Викентий сказал: «В России так не делалось никогда. Всегда к усопшим относились с благоговением, с уважением, с почтением. Кладбища сохранялись длительное время. Это западное веяние идет. Но я думаю, у нас тоже есть люди благочестивые, понимающие, знающие. Думаю, что здравый разум возобладает над миром нашим».
Рассказал архипастырь и о некоторых старинных благочестивых традициях. «У нас была такая традиция, что родители благословляли детей иконой. Была традиция мерной иконы, когда дарили на Крещение младенцу икону с изображением его небесного покровителя. И она сохранялась всю жизнь в семье, передавалась из поколения в поколение. Также были семейные иконы, родовые, которые передавались из рода в род — иконы, перед которыми молились наши предки и бережно хранили в своих домах как большую святыню. Но мы потеряли эту традицию, ее надо, конечно, возрождать, чтобы в каждом доме была хорошая писаная икона, перед которой молились бы дети, внуки, правнуки. И она была бы ценностью домашнего очага. И чтобы, конечно, через эту икону получать благословение на благополучную семейную жизнь».
Также в ходе беседы был затронут вопрос о пьянстве. «Это очень тяжкий грех — пьянство. Тяжелая болезнь, в которой, к сожалению, человек приходит в состояние беснования, не владеет собой. Конечно, нужно молиться за этого человека, чтобы Господь его вразумил, просветил. Многие святые имеют крепкую и сильную молитву, большое дерзновение пред Богом; Господь слышит их просьбы за нас и помогает нам в наших нуждах и проблемах», — подчеркнул архипастырь.
Коснулся владыка Викентий и проблемы курения: «Очень легко попасть в сети вражьи. Казалось бы, чего страшного — покурить? Вроде бы ничего страшного, а оказывается — такое рабство, из которого очень нелегко выйти. Хорошо, что вы понимаете, что это плохо, вредно для души и тела, что это не угодно Богу, что это грех. И с грехом нужно бороться. Это сознание очень важно, чтобы избавиться от этой страсти, привязанности. молитва — это сила, которую Господь дает через нее, чтобы искоренить наши страсти. Он это делает, Его сила Божественная может совершить это дело. А от нас нужно только произволение, желание воспротивиться этой страсти и не выполнять ее волю».
Архиепископ Викентий, отвечая на вопрос, связанный с избранием Патриарха, отметил, что оно свершилось по воле Божией: «Это было сделано, и мы сейчас не жалеем». В заключение владыка благословил телезрителей и поздравил их с праздником Воскресения Христова. Русская линия
Владыка Викентий: «Самоубийцы находятся в очень тяжелом положении в потустороннем мире» Екатеринбургский архиерей ответил в прямом эфире на вопросы телезрителей и радиослушателей...