Святейший Патриарх Кирилл: «Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге»
В Великий понедельник Предстоятель Русской Церкви совершил вечернее богослужение в Новоспасском монастыре…
Вечером в Великий понедельник Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил богослужение в храме Покрова Пресвятой Богородицы Новоспасского ставропигиального монастыря города Москвы, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили наместник монастыря архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и братия обители в священном сане. После повечерия с чтением трипеснца св. Андрея Критского и утрени Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
По словам Святейшего Патриарха, понедельник Страстной седмицы посвящен теме лицемерия: «Господь обличил смоковницу, которая имела пышную листву, но не имела плодов. Он не только обличил это древо, но и наказал его. Смоковница засохла. Это символическое деяние Спасителя свидетельствует о том, что лицемерие не способно к жизни и не может приносить добрых плодов». Что же такое лицемерие? Лицемерие или двоедушие — это когда человек живет двумя жизнями. В основе лицемерия — ложь. А отец лжи есть диавол (см. Ин. 8:44). Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге. Такой жизнью всегда управляет злое начало. Не может устояться царство, которое разделится внутри себя (см. Мк. 3:24). Это свидетельство Слова Божиего справедливо по отношению к любой человеческой общности, будь то государство, трудовой коллектив или семья. Не может устоять объединение людей, которое разделяется внутри себя, потому что разделение есть нарушение целостности, а значит, силы такой общности. Сказанное справедливо и в отношении человеческой личности: если человек разделяется, если он живет двумя жизнями, то не может устоять такая личность перед напором внешних обстоятельств, испытаний, скорбей, потому что внутренние силы человека подтачиваются двоедушием. Человек становится слабым и уязвимым.
«Добродетелью, обратной лицемерию, является целомудрие, — подчеркнул Его Святейшество. — Целомудрие направлено на сохранение целостности человеческой личности. Целомудренный человек — это тот человек, который не живет двумя жизнями, у него нет того, что ему непременно нужно было бы скрывать от других. Мы чаще всего целомудрие связываем с преодолением плотских грехов человека, и это справедливо, но понятие целомудрия шире, чем просто плотская чистота человека. Целомудрие — это образ жизни, который формирует целостную человеческую личность».
Чем же опасно двоедушие для окружающих, задал вопрос Патриарх. Лицемерие вводит людей в заблуждение. Оно порождает иллюзию некоего благополучия. Знакомясь с лицемерным человеком, мы часто разоружаемся, будучи убеждены в том, что перед нами человек добрый. Нередко мы стремимся завязать дружбу с такими людьми и делимся с ними самым сокровенным. Но ведь всякая ложь непременно обнаруживает себя. Нет ничего тайного, что не стало бы явным (см. Лк. 8:17). И когда обнаруживается зло лицемера, тогда разрушается ткань человеческих отношений. Реакцией на лицемерие является отчуждение от такого человека. Лицемер всегда, в конце концов, оказывается в одиночестве, он всегда проигрывает. А потому и не способен приносить плода. Подобно той пышно цветущей смоковнице, на которой не было плода.
«Господь осуждает лицемерие как грех! И не случайно обличительная проповедь Спасителя в эту последнюю перед страданиями неделю начинается с обличения лицемерия. Эта тема будет продолжена и во вторник Страстной седмицы, — обратил внимание Святейший Патриарх Кирилл. — Уже сегодня на утрене мы читали Евангелие с грозным осуждением фарисеев, которые лицемерили в области веры, в религиозной части человеческой жизни — там, где должна быть полная искренность».
«Лицемерие в вере есть самое отвратительное и самое греховное проявление лицемерия, — сказал Предстоятель Русской Церкви. — Иногда с этим греховным и отвратительным проявлением мы сталкиваемся и в церковной среде, когда человек выдает себя не за того, кем он на самом деле является. Зная, с каким огромным уважением люди относятся к духовным авторитетам, некоторые пытаются стать таковыми, не напрягая силы, не следуя путем подвига, но посредством лицемерного устроения отношений с другими людьми. Именно о них сказал Господь: вы как гробы окрашенные, внутри полные всякой нечистоты (см. Мф. 23:27)».
Грозное осуждение лицемерия Спасителем является для всех нас очень важным знаком того, что лицемерие и христианская вера — несовместимые понятия, сказал Святейший Патриарх. «Если кто-то, особенно в Церкви, хочет показаться другим благочестивым и мудрым, иногда даже кощунственно прозорливым, если кто принимает на себя власть и полномочия, которые никак не могут проистекать из его духовного состояния, а являются лишь только попыткой распространить свое влияние на других, используя лицемерие, тот сугубо подвергается Божию осуждению. Кем бы мы ни были — пастырями или пасомыми, известными людьми или неизвестными — если мы приходим в Церковь, то всякую попытку лицемерия должны оставить за ее вратами, ибо здесь под святыми сводами, нет места этому опасному, вредному и губительному состоянию человеческой души», — отметил Патриарх Кирилл.
«Великий пост — это время покаяния, молитвы, время духовного сосредоточения, духовного роста. И сегодня, может быть, как ни в один другой день мы должны просить Господа помочь нам избавиться от многих наших грехов, но особенно — защитить нас от того греха, который грозно осудил Спаситель, обращаясь к Своим ученикам в преддверии Крестных Страданий», — заключил Патриарх.
Предстоятель поприветствовал богомольцев с первым днем Страстной седмицы и выразил радость о возможности совместной молитвы в прославленной Новоспасской обители. «Да хранит вас всех Господь, и покров Царицы Небесной да покрывает всех нас, сохраняя и помогая нам на путях нашей жизни», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: «Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге» В Великий понедельник Предстоятель Русской Церкви совершил вечернее богослужение в Новоспасском монастыре...