«Православные иногда имеют убеждения, несовместимые с Православием»
Православные священнослужители о «богословии шведского стола»…
В США лишили «сана» женщину-«священницу» после того как она заявила, что одновременно исповедует Христианство и ислам. Известная своей либеральностью Епископальная церковь США, все же сочла такую «оригинальность» недопустимой, сообщает Regions.ru. Как отмечает издание, данный случай — не просто курьез. Ведь почти три четверти американцев заявляют, что сами выработали тот набор положений, в который верят, и не считают нужным следовать вероучению какой-либо религии, — в том числе и той, к которой они себя относят. Социологи уже ввели для обозначения этого явления специальный термин — «богословие шведского стола».
То же происходит и в православном ареале, пишет информагентство. В России многие, называющие себя православными нередко разделяют несовместимые с Православием убеждения, вроде веры в переселение душ, и напротив, отвергают некоторые христианские догматы — например, воскресение во плоти. В связи с этим Regions.ru попросило православных священнослужителей прокомментировать эту проблему.
Заведующий сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии протоиерей Александр Кузин отметил, что «православные действительно иногда имеют убеждения, несовместимые с Православием. И не только убеждения, но и мысли и слова и поступки. Вспоминается случай, когда к одному из рабочих, идущему с работы, в одном из провинциальных русских городов, подошли агитаторы из какой-то протестантской деноминации Запада, и он в ответ на их пропаганду сказал: „Оставьте меня в покое, я хоть и не верующий, но православный!“ Встречаются курьезные высказывания такого рода», — рассказал священник.
«Свидетельство о недопустимых сочетаниях элементов воззрений, взятых как из Православия, так и из чуждых Православию религиозных или философских мировоззренческих систем встречаются не редко. Сколько таких людей по Российской Федерации — данных никто не собирает, да и нужно ли? Мы себя считаем православными не потому, что наша жизнь кристально чиста и абсолютно не противоречит учению Христа, и не потому, что наше воззрение на мир абсолютно не противоречиво воззрению Церкви. Мы считаем себя православными потому, что считаем Церковь своей Матерью. И в Церкви благодатью Духа Божия стараемся выжигать из себя то, что противоречит Её учению», — отметил отец Александр.
«Конечно, если наш священник начнет публично высказывать и утверждать мнения противоречащие учению Церкви, то Церковь его или урезонит или извергнет из своего лона. Но если бы мы извергали из Церкви всех людей, которые считают себя православными, но не соответствуют по своему самосознанию и жизни, то Церковь оказалась бы пуста. К этому относится и вопрос о количестве православных в России и в мире. Некоторые люди любят подсчитывать, сколько же у нас на самом деле воцерковленных людей и приходят к выводу, что их от одного до трех процентов и не более. Как правило, „считальщики“ сами не воцерковленные люди. Церковь считает своими членами всех крещеных в Православии и верующих во Иисуса Христа и Святую Троицу. А все мнения, мысли, слова и поступки, противоречащие Её учению, предлагает искоренять через Таинство Исповеди. Поэтому мы можем смело сказать, что все, кто считают себя православными членами Церкви, а это не менее 60% нашего населения, а по некоторым данным и все 80%, все они являются членами Церкви. Таким образом, полное соответствие самосознания, мыслей и поступков учению Церкви — безусловно, явление крайне редкое, но оно имеет свое название — святость. К этому мы стремимся всю жизнь, но достигают только избранные, о чем Церковь может свидетельствовать только после их кончины», — заключил он.
В свою очередь насельник Московского Данилова монастыря игумен Гермоген (Ананьев) напомнил, что христианин — это по определению человек, признающий догматы Христианства. «Или вы христиане или нет. Церковь говорит однозначно — вы христиане, если верите во Христа и принимаете те догматические принципы, которые приняты. Если вы этого не признаете, вы — не христиане. Быть христианином и не верить в Воскресение, в тоже время признавая переселение душ — это не Христианство. Мы просто не можем говорить, что такой человек является христианином по своим убеждениям. Поэтому, когда в пастырской практике приходится сталкиваться с подобными случаями, то мы объясняем, конечно, что просто верить во что-то не значит верить во Христа. Если человек верит во что-то, в некую силу, то это не означает его веры во Христа», — сказал он.
«Если человек считает, что он может быть одновременно христианином — и мусульманином или кем-то ещё, то, безусловно, такого человека принять в Церковь мы не можем. Мы можем подвести человека к выбору, показать ему все детали, но выбор, безусловно, человек должен сделать. Иначе это уже профанация, таким образом мы приходим не к Христианству, а к какому-то непонятному культу», — заключил он.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина иеромонах Лука (Степанов) считает, что проблему «богословия шведского стола» можно решить только ликвидацией религиозной безграмотности. «Нужно поставить целью ликвидацию всеобщей религиозной безграмотности, которая к сожалению, является одной из главных примет нашего времени. Действительно, в душах и умах современных людей, в том числе и крещеных в Православной Церкви, царит эклектика и неразбериха. И это касается всех слоев населения. Поэтому необходимо всеобщее религиозное просвещение», — подчеркнул он. «А опереться в деле всеобщего религиозного просвещения можно на кафедры теологии, которые должны появиться и уже появляются в наших университетах», — добавил иеромонах. Русская линия