Архиепископ Викентий: Нужно отрезвлять российский народ
Под Екатеринбургом прошла VI традиционная региональная встреча православных трезвенников…
Екатеринбургское православное общество «Трезвение» при храме во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря провело VI традиционную региональную встречу православных трезвенников с 14 по 17 марта в селе Меркушино, на подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, сообщает «Православная газета-Екатеринбург». На меркушинской земле совершал молитвенные подвиги праведный Симеон, чудотворец Урала и Сибири. Здесь же были обретены святые мощи праведного Симеона Верхотурского и останки священномученика Константина Меркушинского.
Цель встречи была сформулирована как организация системы трезвеннического просвещения в Екатеринбургской епархии. Направления работы: координация усилий по созданию и деятельности системы духовно-нравственного трезвеннического просвещения в Епархии; взаимодействие Церкви, органов власти, общественных организаций в деятельности общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости»; изучение традиций трезвости на основе Священного Писания и священного Предания. Также был рассмотрен вопрос об организации и проведении на Среднем Урале второго областного дня трезвости.
Программа встречи включала в себя обмен опытом, трезвенническую конференцию, лекции, работу по секциям. Участники участвовали в богослужениях. Состоялось принятие обета трезвости. В мероприятии приняли участие священнослужители и лица, занимающиеся практической трезвеннической деятельностью на приходах епархии, а также имеющие стремление обрести этот опыт.
Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий заявил, что «цель таких встреч, в первую очередь, в том, чтобы обмениваться опытом противодействия распространению душепагубных пороков и оказания помощи страждущим, представить свою точку зрения, услышать мнение других людей, выработать общую позицию по проблемам, которые стоят перед обществом и Церковью». «Такие встречи важны сами по себе, важны как механизм соборного обсуждения темы», — отметил владыка.
«Пристрастие к алкоголю — грех, губящий и тело, и душу человека. Священное Писание говорит о пьянстве как о страшном пороке. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: „Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царствия Божия не наследуют“ (1 Кор. 6, 10). Проблему пагубных пристрастий от винопития и табакокурения Церковь рассматривает прежде всего как духовно-нравственную, потому создание системы трезвеннического просвещения является одной из важнейших наших задач», — подчеркнул архиепископ Викентий.
«Особенность нынешней региональной встречи православных трезвенников в том, что проходит она в нелегкие для всех нас времена. Мировой кризис остро и болезненно коснулся и нашего Отечества, практически всех россиян. В чем же суть кризиса для нас, православных людей? В одном из последних своих интервью, за месяц до кончины, Святейший Патриарх Алексий II сказал, что „кризис нам дан, чтобы заставить людей подумать не только о материальных благах, но и о своей душе, о своей судьбе и о судьбе своих ближних“. Жажда потребления завладела умами людей, и в погоне за преумножением своего вещественного богатства они стали забывать обо всем добром, светлом и бескорыстном. Новые достижения науки, которые, казалось бы, призваны облегчить жизнь человека, дать ему время для духовного обогащения и роста, не выполняют своего предназначения. Более того, каждое приобретение влечет за собой цепочку новых потребностей и денежных затрат, которые требуют мобилизации физических сил и времени человека», — продолжил владыка.
«Главный симптом этого кризиса — утрата смыслов, потеря ценностей духа. (..) Особое значение в эти сложные времена приобретает трезвое отношение к жизни, трезвомыслие и возрастание каждого христианина в добродетели трезвения, ведь трезвение — это состояние сознания, при котором человек мыслит, чувствует, действует ответственно в рамках норм и ценностей христианской традиции, основанной на Божественных заповедях. В результате на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства возникает устойчивость личности к социальным порокам. Одной из главных задач для нас теперь становится взращивание в себе добродетели воздержания. И я думаю, что пастырям необходимо активней заниматься просвещением нашего народа, призывать не только словом, но и личным примером к воздержанию», — подчеркнул он.
«Святитель Иоанн Златоуст предостерегал: „Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, оно хуже умопомешательства“. Мы рассматриваем духовно-нравственное просвещение и воспитание трезвости как приобщение к трезвенническим традициям Православия, к трезвости как норме общественной жизни. Нужны такие формы деятельности, которые на практике реализовали бы идеи просвещения среди народа и способствовали утверждению трезвости в современном обществе. Осознание опыта прошлого — это осознание тех духовно-нравственных ориентиров, которые помогали нашим предкам выбрать правильный путь в жизни, и мы надеемся, помогут и нам. Отечественная история свидетельствует о том, что общественная жизнь России на протяжении веков имела отличительную особенность: государственная власть и Русская Православная Церковь совместно заботились о трезвенническом просвещении народа и его духовном совершенствовании, формировании устойчивости к порокам и пристрастиям. В XIX веке Церковь и государство совместно выстроили комплексную систему трезвеннического просвещения народа, которая принесла свои плоды. В Царской России при приходах создавались общества и братства трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности», — отметил архиепископ Викентий.
«В сложившейся ситуации важен поиск путей содействия формированию в человеке способности к самостоятельному, осознанному, ответственному выбору между добром и злом. Позитивная профилактика алкогольной зависимости, основанная на традиционных для России духовно-нравственных ценностях, должна стать составной частью государственной системы духовно-нравственного воспитания граждан трезвой России. Перед нами стоит важная задача: выстроить систему трезвеннического просвещения, чтобы достигнуть великой цели — отрезвления российского народа», — подчеркнул архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Русская линия