Совещание проходит под председательством Святейшего Патриарха Болгарского Максима и организовано Священным Синодом Болгарской Православной Церкви. В совещании участвуют делегации 12 Поместных Православных Церквей, представители Правительства, депутаты Народного собрания Болгарии, а также специалисты по каноническому и международному праву.
Приветствуя участников совещания, Патриарх Максим процитировал Заявление Священного Синода, в котором решение ЕСПЧ названо «грубым вмешательством в жизнь Болгарской Православной Церкви» и еще раз призвал раскольников вернуться в лоно канонической Церкви. Предстоятель Болгарской Церкви выразил надежду, что участники совещания дадут соборную оценку решениям ЕСПЧ.
Емил Велинов, исполняющий обязанности руководителя дирекции по вероисповеданиям Правительства Болгарии, передал участникам совещания приветствие премьер-министра Болгарии Сергея Станишева. Мария Кёсева, юридический консультант Священного Синода Болгарской Православной Церкви, изложила историю раскола, сделав акцент на юридических и канонических вопросах, и выразила надежду, что участники совещания помогут сформулировать конкретные рекомендации для составления апелляции в Европейский суд по правам человека.
Затем выступили представители Поместных Православных Церквей, в их числе — глава делегации Московского Патриархата епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при Европейских международных организациях.
«Ознакомившись с заявлением Священного Синода Болгарской Православной Церкви от 24 января и получив письмо Святейшего Патриарха Болгарского от 30 января, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским сопереживанием воспринял те трудности, через которые вновь проходит болгарское Православие в связи с решением Страсбургского суда по правам человека от 22 января сего года. На встречах с делегацией Болгарской Православной Церкви, принимавшей участие в его интронизации на Патриарший Престол, а также с Президентом Болгарии господином Пырвановым, он выражал поддержку Болгарской Церкви и Болгарскому государству в защите канонического Православия и в поисках путей преодоления раскола. Участие делегации Русской Православной Церкви в настоящем совещании является выражением нашего стремления помочь Церкви-сестре в преодолении новых проблем», — заявил епископ Иларион.
Представитель Русской Православной Церкви при Европейских международных организациях отметил, что «курс Святейшего Патриарха Кирилла продолжает линию поддержки канонического православия в Болгарии, которую Русская Церковь занимала с самого начала раскола в 1990-х годах при покойном Патриархе Алексии. Хорошо зная на своем опыте о боли, которую наносят раны раскола и церковных нестроений, Московский Патриархат оставался неизменным сторонником сохранения единства Болгарской Церкви. Ранее, руководствуясь этими принципами, Русская Церковь принимала участие во Всеправославном совещании 1998 года. К сожалению, нанесенная расколом рана тогда не была полностью излечена и впоследствии продолжила кровоточить, причиняя боль телу Церкви и обществу Болгарии. Только принятый в 2002 году закон, закрепивший статус канонической Болгарской Православной Церкви, помог стабилизировать не только ситуацию в религиозной и общественной жизни страны, но положительно был воспринят во всем православном мире».
По его мнению, «в глобализирующемся мире, а особенно в Европе, где интеграционные процессы идут с большой интенсивностью, решение Европейского суда по правам человека по делу болгарских раскольников приобретает совершенно иное звучание». «Речь идет уже не только и не столько о конкретном судебном решении по поводу взаимоотношений между отдельным государством и отдельным религиозным объединением. Это решение формулирует норму, на основе которой будут решаться другие подобные вопросы, касающиеся церковно-государственных отношений. Значит, эта норма может быть применена к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. Это создает почву для озабоченности не только каждой Православной Церкви, но и всякой другой традиционной религиозной организации», — считает архиерей.
«Данное решение ЕСПЧ также наглядно показывает, что во взаимоотношениях религиозной организации и национального государства появляется еще один весомый субъект, влияние которого в прошлом было менее ощутимым. Я имею в виду фактор международных организаций, которым национальные государства делегировали часть своих полномочий. Как показывает практика, сами государства оказываются зависимыми от решений принимаемых за их пределами и имеют небольшие возможности по оказанию на них влияния. Это серьезный вызов прежней системе национального и международного права, так как процесс его формирования все чаще оказывается в руках международных бюрократических структур, на которые народы не имеют возможности оказывать прямое влияние», — предостерег епископ, добавив, что «в этой критике нет призыва к борьбе с международными организациями. Повышение их роли, особенно в Европе, означает необходимость развития диалога религиозных организаций с ними».
В своем выступлении епископ отметил два основных подхода к церковно-государственным отношениям, которые представлены в решении Страсбургского суда и которые должны быть тщательно обсуждены. «В решении Страсбургского суда прежде всего заметно стремление к утверждению некой универсальной модели религиозно-государственных отношений в европейских странах. В параграфах 81, 146, 157 суд выступает с критикой Болгарского закона 2002 года и признает его несоответствующим стандартам Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), поскольку он предоставляет особый статус Православной Церкви и становится на позицию канонического Православия», — отметил представитель Русской Православной Церкви.
«Также суд упоминает об обязанности государства быть нейтральным, что является произвольным толкованием девятой статьи Европейской конвенции по правам человека, возникшим в последнее время и выборочно применяемым судом. Государства-участники конвенции не брали на себя обязательства придерживаться нейтральности в отношениях с религиозными организациями, поскольку это противоречит существующим моделям церковно-государственных отношений в разных странах. Это уже является попыткой введения новой обязательной для исполнения нормы международного права без согласия государств», — считает владыка Иларион.
«Однако власть не может оставаться нейтральной к религиозной сфере по другим соображениям и в других случаях. Во-первых, властные структуры призваны поддерживать общественное спокойствие, в то время как раскол предполагает разделение общества на, как минимум, две противоборствующие группы. Во-вторых, необходимо бережно относиться к духовной и культурной традиции самого народа. Православие в Болгарии — это вера и традиции, которые оказали огромное влияние на становление государственных и общественных институтов страны. Раскол разрушает этот веками строившийся фундамент. В-третьих, религия является одной из важных сил, поддерживающих нравственность и систему ценностей в любом обществе. При выстраивании системы взаимодействия с религиозными организациями государство должно принимать во внимание все эти факторы, а значит оно не может быть полностью нейтральным», — выразил уверенность представитель Русской Православной Церкви при Европейских международных организациях.
«Но более всего вызывает недоумение заключение суда по поводу квалификации статуса сторон и их действий как религиозных организаций, представляющих православную традицию. В решении суд сомневается в легитимности Святейшего Патриарха Максима и не предпринимает действий по установлению легитимности митрополитов Пимена и Иннокентия. Надо заметить, что принятие судом жалобы от так называемого „синода Болгарской православной церкви“ косвенно является поддержкой его права выступать от имени канонической Болгарской Православной Церкви. Это свидетельствует о том, что во внутрицерковном споре суд поддерживает одну из сторон. Возможным действием ЕСПЧ, как беспристрастного арбитра, в данной ситуации могло бы стать рассмотрение жалобы не как от организации, а как от отдельных лиц», — полагает он.
Епископ напомнил, что «Православным Церквам приходится сталкиваться с ситуациями, когда некоторая группа людей настаивает на том, что она представляет православную традицию и подает жалобу в светский суд, от которого она ожидает признания своих притязаний». «По сути, этот подход наследуется определенной традицией права из протестантского учения о свободе человека индивидуально определять норму веры и основывать церковную организацию. Но должен ли светский суд опираться именно на такую трактовку религиозной свободы? Если представить себе, что завтра каждый захочет воспользоваться своим правом и объявит свои претензии на руководство в Православной Церкви, а также на свое понимание Православия. Тогда православный мир погрузится в пучину нестроений, а у нас появится много самопровозглашенных церквей, что будет напоминать картину в протестантском мире», — не сомневается архиерей. Русская линия