Известный миссионер о проводимой Ватиканом конференции, посвященной 150-летнему юбилею публикации труда Дарвина «Происхождение видов»…
«Полагаю, что проведение подобного рода конференции вызвано, в первую очередь, тем, что среди католиков, в том числе, и среди духовенства чрезвычайно много специалистов в различных областях естественных наук. Особенно много таких специалистов есть в ордене иезуитов. Это специалисты четко разделяют свои религиозные воззрения и свою научную работу, что приводит к тому, что католический священник, оставаясь верующим человеком, может отрицать некие фундаментальные истины, относящиеся к Божественному Откровению, с точки зрения науки. С другой стороны, Католическая церковь уже давно стремится создать некий образ самой себя, который был бы приемлем для современного секулярного мира. Оставаясь крайне консервативной в вопросах морали, Католическая церковь компенсирует этот консерватизм крайним либерализмом в ряде других областей, в частности, в области науки», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), говоря о пятидневной конференции, посвященной 150-летнему юбилею публикации труда Чарльза Дарвина «Происхождение видов», которую проводит Ватикан. Тема конференции — совместимость дарвиновской теории и концепции креационизма.
«В любом случае изучение проблем Творения мира не должно стать средством популистских построений. В истории религиозной мысли существует множество подходов, которые позволяют примирить идею Творения и идею эволюции. Например, русский религиозный философ Лев Платонович Карсавин в своих работах „О личности“, „О началах“, „Поэма о смерти“, рассматривая Творение мира, видел в нем две стороны: с одной стороны, Господь творит мир своим личным актом, а, с другой стороны, та потенциальность, которая станет тварью, свободно принимает возможность быть. В таком случае снимается проблема того, как возник мир. Все зависит от того, с какой стороны мы смотрим. Если мы принимаем точку зрения твари, то возможны сколь угодно различные гипотезы. Если мы смотрим на мир с точки зрения Божественного Откровения, в котором выражена позиция Творца, то мы увидим иначе. К сожалению, большинство современных людей не в состоянии посмотреть на мир иначе, чем сквозь призму собственной тварности. В том, что касается критики разумного замысла, то эти аргументы нуждаются в серьезном рассмотрении. Когда мы наблюдаем животный мир, то действительно мы можем увидеть в нем много несовершенства, много зла, но это зло и несовершенство отчасти являются следствием грехопадения, которое коснулось не только человека, но и всей природы. С другой стороны, состояние несовершенства животного мира сопоставимо с несовершенством человека. Человек как природное существо участвует в некоей мистерии смерти, где одна тварь пожирает другую. Христос, воплотившись, пострадав и воскреснув, прекращает эту мистерию смерти, открывая перед нами таинство жизни и воскресения. Отныне жизнь можно обрести, не пожирая другого, а отдавая себя в жертву со Христом и воскресая с ним в Вечной жизни», — отметил отец Серапион.
По его мнению, «необходимо отличать те истины, которые даются нам в Божественном Откровении, истины вечные и непреходящие, от человеческих исторически обусловленных способов их интерпретации». «Идея эволюции совершенно отсутствовала в античном восприятии реальности, однако мы находим ее присутствие в Священном Писании Ветхого Завета и, прежде всего, в повествованиях Шестоднева. Господь творит мир разными способами, то есть в творческом акте Бога можно обнаружить разные степени Его собственного присутствия в творении. Мир в целом, небо и земля, жизнь и человек творятся из нечего. И в этом смысле эти элементы творения стоят выше всего остального. Другие же части творения создаются иными способами. Господь говорит: да произрастит земля зелень, да произведет земля рыб. Таким образом, можно высказать такую теологическую гипотезу, что, сотворив природу, Бог вложил в нее некий механизм самореализации. В этом смысле можно говорить о неком христианском понимании эволюции. В рамках этой гипотезы существует так называемая идея разумного замысла. Причем православные исследователи всегда более разумно подходили к этой проблематике, чем протестантские фундаменталисты, которые понимают под креационизмом некое жесткое соответствие тем словам, которые мы находим в Священном Писании. Священное Писание не является учебником по космологии или биологии. Задача Писания заключалась в том, чтобы донести до людей эпохи дарования Откровения некие фундаментальные истины и при этом сохранить в тексте возможность понимания на более высоком, в том числе, и научном уровне. Крайние креационисты из числа протестантских фундаменталистов пытаются находиться на уровне сознания человека Древнего Востока, и поэтому их „научные“ гипотезы часто вызывают непонимание у ученых и у серьезных богословов. В каком-то смысле протестантские фундаменталисты дискредитировали идею креационизма. То же относится и к Католической церкви, которая на протяжении многих столетий боролась с новыми научными идеями, а теперь пытается реабилитировать не только Джордано Бруно и Галилея, но и идеи Дарвина, которые не исчерпывают всей полноты эволюционной теории. Дарвин разрабатывал довольно частные проблемы, связанные с эволюцией, и при этом значительную часть своей жизни оставался верующим человеком», — полагает отец Серапион.
«Учение Дарвина и поздний дарвинизм — вещи совершенно различные. И поэтому не нужно сваливать в одну кучу представления английского биолога XIX века и последующие разработки, которые могли иметь чисто атеистическую направленность», — предостерег иеромонах Серапион (Митько). Русская линия
Иеромонах Серапион (Митько): Католики компенсируют моральный консерватизм крайним либерализмом в науке Известный миссионер о проводимой Ватиканом конференции, посвященной 150-летнему юбилею публикации труда Дарвина «Происхождение видов»...