1 марта по православному календарю — Прощеное воскресенье. В этот день полагается перед началом Великого Поста примириться со всеми, кого обидел и кем был обижен, и у всех попросить прощения. Иногда приходится слышать, что этот день приучает к неискренности: прощенья-де просить надо по велению души, а не по календарю, иначе же это просто ритуальная, ничего не значащая фраза, отмечает Regions.Ru. «Как бы вы возразили на это мнение? В чем смысл этого дня?» — с такими вопросами обратился корреспондент Regions.Ru к православным священнослужителям.
Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский напомнил, что в мире, в котором оскудевает любовь, все друг перед другом должны чувствовать вину. «Конечно, просить прощения надо по велению души. Прощеное воскресенье не должно быть формальным поводом, — это только первый этап. Но если нет какого-то внутреннего ощущения вины перед другими людьми, то попросить прощения хотя бы внешне — уже и это неплохо. Это может быть первым шажком к искреннему покаянию», — сказал он.
«Вообще христианская душа такова, что все люди должны ощущать свою вину перед окружающими людьми и перед Богом. Потому что мы очень часто похожи на какого-то невежественного посетителя музея, который смотрит в десяти сантиметрах от изображения, не догадывается, что нужно отойти подальше и посмотреть на него целиком. Если мы отойдем в сторону, то мы увидим истинную картину. Нам кажется безусловной правота наших действий, но если мы не приносим в мир любовь и мир, если наши действия кого-то обижают, то значит мы неправы», — пояснил отец Владимир.
«Мы все виноваты друг перед другом, каждый перед другим. Любовь скудеет и мы сейчас живем в обществе и в мире, где она оскудевает. И в этот день должно быть очень обострено у каждого человека не формальное, а искреннее убеждение в том, что мы виноваты перед другими. Священники виноваты перед своими прихожанами, что у них недостает времени, чтобы их утешить, мужья виноваты перед своими женами, жены перед мужьями, дети перед родителями, начальники перед сослуживцами. И мы, конечно, должны искренне просить прощения. Ведь смирение и прощение и есть то, что может преображать этот мир. Нам дается такой шанс, такая возможность, чтобы действительно преобразить этот мир, возможность осмыслить, не говоря о том, что те высокие законы жертвенной любви, которые дает нам Евангелие. Мы, разумеется, должны ощущать свое недостоинство и несоответсвие той высокой планке, которая поставлена перед каждым из нас», — заключил священник.
Священник Игорь Пчелинцев, клирик Собора св. Александра Невского г. Нижнего Новгорода, преподаватель Нижегородского Государственного Университета и Нижегородской Духовной Семинарии, сотрудник пресс-службы Нижегородской епархии отметил, что Прощеное воскресенье — не «акция». «Конечно, нельзя просить прощения только потому, что в этот день так положено. В другие дни тоже положено. Конечно, такая великая вещь как прощение, должна исходить из любящего сердца и просить прощения мы должны исходя из любви ко Христу. Превращать это в „акцию“ было бы недостойно», — сказал он.
«Таких действ, как „проводы зимы“ — выхолощенная Сырная неделя, Масленица без поста и без Христа, — в этот да и в другие дни в Церкви нет. Я думаю, что те, кто приходит в храмы и просит друг у друга прощения в этот день, делают это искренне. И не наше дело измерять степень этой искренности — каждому своя мера благодати, каждому мера постижения любви Христовой. Все мы в этом отношении — как ученики начальных классов», — напомнил батюшка. «То, что люди просят друг у друга прощения, — это показатель того, что в нашем обществе есть что-то здоровое, чтобы противостоять ненависти, зависти — качествам, которые присутствуют в обществе и порой пропагандируются. Так что не стоит обвинять других в неискренности. Будь сам искренен и не смотри на других», — заключил он.
Иеромонах Макарий (Маркиш), насельник Свято-Введенского монастыря в Иванове, известный православный публицист и миссионер, напомнил, что вся жизнь христианина привязана к календарю, но никто не запрещает молиться и просить прощения и в другие дни. «Мнение, что этот день приучает к неискренности, неверно, оно противоречит православной практике подготовки к Великому посту и просто православному, нравственному образу жизни. Вся наша жизнь привязана к календарю. В воскресенье мы приходим в храм по велению сердца, — но и по календарю. В дни памяти святых мы совершаем им особые усердные молитвы и богослужения. Никто нам не запрещает в какие-то другие дни молиться, но Церковь означает особые дни, потому что мы живем на этой земле, следуем календарю, который существует помимо нас, это привязка нашего собственного личного индивидуально времени ко времени вечному. Из года в год из столетия в столетие Церковь живет именно таким ритмом, совершает Великий пост именно в эти дни, перед святой Пасхой, которая опять же празднуется в конкретный день. Мы приходим к святой Четыредесятнице, движимые естественным желанием очистить совесть и освободиться от греха, от всякого неприязненного чувства», — сказал отец Макарий.
«Иногда бывает, что люди не имеют вражды и ссор, не имеют никаких обид друг ко другу. В таком случае пусть они придут и возрадуются, что это так. Но по моему опыту вражда и неприязнь присутствует в людях — иногда иногда по личным причинам, иногда из-за каких-то социальных проблем. Зависть, вражда, неприязнь, обиды, — все это то отравляющее вещество, от которого необходимо в первую очередь непосредственно избавляться каждому сознательному христианину», — заключил батюшка.
Священник Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при Университете Герцена в г. Санкт-Петербурге, напомнил, что Прощеное воскресенье — древний обычай. «Это очень древний праздник. Перед тем, как отправится перед святой Четыредесятницей Великого поста в путешествие в пустыню, монахи древних монастырей собирались, молились друг о друге, все испрашивали друг у друга прощения, потому что многие из пустыни не возвращались, погибали в пустыне. Это был особый подвиг и постепенно этот обычай из монашества заимствовался и мирянами», — сказал отец Артемий. «Никто не спорит с тем, что нужно просить прощения друг у друга всегда, но Прощеное воскресенье — такой день, который относится ко всей Церкви. Есть индивидуальное испрашивание прощения, а есть такое же действие во всей Церкви, когда все друг у друга испрашивают прощения. И одно не противоречит другому», — добавил он.
Отец Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, подчеркнул, что Масленица — это затянувшееся заговенье на Великий пост. «Заканчивается Масленица, или, по-церковному, Сырная неделя. В эти дни верующие уже не едят мясо, но по народной традиции они проводят время весело. В старину, катались на тройках, строили снежные городки, катались с ледяных гор, отъедались блинами. Все это священнослужители благословляют и сегодня, но только с одной оговоркой. В пословице „Не все коту Масленица..“ есть продолжение „.. будет и Великий Пост“. А потому церковному народу надо знать меру в гулянии, чтобы не забыть о главном: Масленица — это затянувшееся заговенье, т. е. преддверие Поста», — сказал он. «Раньше русская культура была глубоко воцерковленной. Образцом такого воцерковления культуры можно считать патриархальный быт, описанный в бессмертных творениях Ивана Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье». Но сегодня в результате 70-летнего правления атеистов культура во многом оказалась оторванной от Церкви, от православной веры. И потому если наши предки относились к Масленице как к части сакрального церковного годичного круга Бытия, освященного Богом, то теперь это просто ярмарки и народные гуляния, да еще придуманные кем-то в середине ХХ века и так и не прижившиеся «тещины блины» да «золовкины посиделки», — заметил батюшка.
«Более того, в годы советской власти, чтобы вбить клин между Церковью и народом, в праздник Масленицы, который не сразу, но постепенно возродили коммунисты, стали добавлять различную языческую символику. Дескать, Масленица — встреча весны и проводы зимы, а блин — символ солнечного диска, олицетворяющего языческого бога Ярилу, да и сама Масленица — это древнее божество, которое сжигают, принося в жертву ради обилия будущего урожая. И эти все безобразия кое-где сохраняются в сценариях народных гуляний и сегодня. Совершенно ясно, что православный человек ни в чем подобном участвовать не должен. Да и власти должны подумать, стоит ли вносить в масленичные гуляния такие антихристианские символы», — предостерег священник.
«Теперь о том, как должен пройти воскресный день на этой неделе. С утра православные люди посещают храм Божий. Днем можно сходить и блинков поесть, и навестить тех, кто по болезни или иной причине не сможет придти вечером в церковь на службу чина Прощения. В гостях ни в коем случае не упиваться, так как Пост надлежит начать не с больной головой, а с молитвы и сосредоточенности. Перед началом Великого Поста непременно испрашиваем прощения у всех. Проходящая в храмах церемония Прощения часто трогает участников до слез. Вечером уже стараемся не веселиться. Уже пришло время Поста, храм украшен темными тканями, в черном или бордовом служит священство. Без осуждения загулявших и еще шумящих на улице наших собратьев, помолясь, ложимся спать. Чтобы назавтра утром в душе была благоговейная тишина», — заключил отец Георгий. Русская линия